издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Турист без сюрпризов

Основная задача на этот год – сохранить поток, говорят операторы

  • Автор: Елена ДАВЫДОВА

От нынешнего летнего туристического сезона профессиональные участники рынка не ждут сюрпризов. На рост турпотока рассчитывать не приходится, главное – сохранить результаты, достигнутые в 2009 году, отмечают они. Между тем клиенты уже сейчас радуют их новыми тенденциями: возраст путешествующих россиян приближается к пенсионному, а клиенты не готовы экономить на комфорте и не выбирают «слишком бюджетных туров». Изменил ли второй кризисный год психологию продавцов и покупателей турпродукта, выяснял «Конкурент».

О том, что в 2009 году количество туристов, посетивших Иркутскую область, не изменилось и составило порядка 540 тыс. человек, «Конкурент» писал 1 апреля. Между тем Байкал стал менее интересен иностранным туристам: по сообщению управления туризма министерства экономического развития, науки, труда и высшей школы Иркутской области, их число в прошлом году сократилось на 30%. Если учесть, что в 2008 году в наш регион приехали 56,5 тысячи иностранцев, то в прошлом году их поток составил 40 тысяч человек.

Опрошенные нашим изданием профессиональные участники рынка отмечают, что нынешней зимой турпоток в регион существенно не сократился, но и не вырос. «Итоги неплохие, нечто среднее между 2008 и 2009 годами, – рассказал о результатах работы своей компании директор «Green Express» Вадим Копылов. – Пока не дотягивают до показателей 2008-го, но больше, чем в прошлом году». 

«Количество клиентов, выбирающих активные или познавательные туры на Байкал, осталось на прежнем уровне, зимой это направление не пользуется спросом, – рассказал советник генерального директора по связям с общественностью «Гранд Байкала» Сергей Евчик. – Хотя есть определённая прослойка клиентов, на которой не сказался кризис, они продолжают так же активно путешествовать». Между тем на горнолыжном курорте «Гора Соболиная» из-за морозов в январе-феврале отмечался спад туристов. Зато выручка на других рекреационных объектах компании продемонстрировала хорошую динамику, отметил Сергей Евчик. 

Несмотря на официальные данные о сокращении турпотока иностранцев, собеседники «Конкурента» заявляют об иностранных гостях: услугами «Green Express» пользовались французы и бельгийцы, холдинга «Истлэнд» – французы, немцы и японцы, которые являются представителями самых путешествующих наций. Стратегия отдыха российских туристов изменилась: теперь они делают ставку на экскурсионный туризм, рассказал Вадим Копылов. Кроме того, изменился и возраст путешествующих соотечественников: преобладают люди более старшего, близкого к пенсионному, возраста. «Представители среднего возраста, которые раньше активно путешествовали, видимо, заняты решением бизнес-вопросов», – отметил наш собеседник. 

«Клиенты стали более требовательными к качеству услуг», – отметили в компании «Гранд Байкал». «На первое место выходит комфорт, – подтверждают в «Green Express». – Даже если клиент выбирает экстремальный тур, ночевать и передвигаться ему хотелось бы в комфортных условиях. Поэтому зачастую маршруты формируются с учётом наличия соответствующих мест отдыха, а таких на Байкале, особенно в зимний период, не так много». 

Нынешней зимой туркомпании практически не изменили цены на свои услуги. «Стоимость размещения в отелях осталась на прежнем уровне, – рассказала руководитель службы по связям с общественностью компании «Истлэнд» Ольга Шилова. – Между тем цены на трансферт увеличились на 15%, на дополнительные услуги – на 15–29%. Так,  часовой прокат судна на воздушной подушке «хивус» обойдётся в 4,5 тыс. рублей в час, 10-минутное катание на собачьих упряжках – 1800 рублей». 

«Цены на отдых в основном остались на прежнем уровне, – рассказал Сергей Евчик. – Небольшое увеличение произошло из-за роста коммунальных тарифов и электроэнергии». «Мы предоставляем услуги по ценам, которые не менялись с зимы 2009 года, – рассказал Вадим Копылов. – Необходимо отметить, что туристы сейчас не выбирают «совсем бюджетные варианты», то есть они не соглашаются на то, чтобы урезать собственный комфорт, стараются сохранить уровень благоустройства». 

Стоимость отдыха в Иркутской области остаётся неоправданно завышенной, отмечает Ольга Шилова и приводит такие цифры: цена турдня в регионе составляет 150 долларов, в Турции – 100 долларов, в Таиланде – 25–30 долларов. Высокие цены, по мнению Ольги Шиловой, являются одной из причин того, что туроператоры не отмечают большого количества возвратных клиентов, то есть тех, кто приезжает на Байкал во второй и третий раз. «80% гостей – транзитники, которые едут в Китай, Монголию, – сказала Ольга Шилова. – У нас они проводят в среднем два дня, посещают Листвянку». Между тем, по подсчётам Вадима Копылова, стоимость турдня в регионе составляет  4-5 тыс. рублей. В «Гранд Байкале» сообщили, что один день пребывания в санатории «Электра» с трёхразовым питанием и оздоровительными процедурами обойдётся в 2,35 тыс. рублей, в детском оздоровительном лагере «Звёздный» – от 900 рублей. 

Несмотря на то что туристическая отрасль региона не до конца оправилась после кризиса, несколько компаний сделали заявление о строительстве новых объектов. Так, в «Байкальских дюнах» в этом сезоне будет запущен в эксплуатацию коттедж vip-уровня, стоимость размещения в котором для четырёх человек с питанием и экскурсионной программой обойдётся в 15500 рублей в сутки. «Отдых по такой стоимости востребован», – отметила Ольга Шилова. «Гранд Байкал» ведёт строительство нового жилого комплекса на 32 человека в Ниловой пустыни (пансионат «Энергетик»), в «Электре» появится таун-хаус высокого уровня комфорта. 

О строительстве туристического оздоровительного комплекса в Байкальске сообщили в группе «Илим». Компания выделит на эти цели 270 млн. рублей, а на реализацию проекта потребуется 1,5-2 года. Как отметил генеральный директор ОАО «Группа «Илим» Пол Херберт, проект позволит повысить привлекательность Байкальска не только для иностранных туристов, но и для российских. «Мы приветствуем появление такого комплекса в Байкальске, потому что новые средства размещения позволят увеличить число клиентов «Горы Соболиной», – отметили в компании «Гранд Байкал», которая консультировала группу «Илим» по вопросам размещения и строительства объекта. 

Прогнозы наших собеседников относительно летнего сезона разделились. В туротделе «Гранд Байкала» прогнозируют увеличение потока  туристов  на Байкал по сравнению с 2009 годом, но полагают, что оно не будет существенным. Ольга Шилова отметила, что уже сейчас активно бронируются номера в отелях Ир-

кутска и Листвянки, но основная задача туроператоров в нынешнем сезоне – сохранить поток 2009 года. Вадим Копылов сообщил, что раньше уже в мае можно было делать прогнозы о том, как пройдёт сезон. Однако предыдущий и нынешний годы стали исключением из этого правила. Но, исходя из того, как идёт бронирование, можно сделать вывод, что люди собираются отдыхать, причём очень активно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры