От красных коней до красных пионов
В художественном центре Ангар-ска с успехом прошла выставка картин художника Анатолия Кота. На обозрение посетителей представлено 65 полотен. Это число символично. Оно совпадает с юбилеем художника. Да, 65 – это зрелость мастера, с устоявшимися взглядами на мир, на тематику в своём творчестве.
В своё время Анатолий Кот получил специальность художника-преподавателя. Но преподавательскую работу пришлось оставить. Маленькая зарплата. Нужно было кормить семью. Начал подряжаться на разные работы: делал росписи, оформлял памятники, Доски почёта. Кто бывал в Гусиноозёрске, видел оригинально исполненный въезд в этот забайкальский город – это работа Анатолия Яковлевича.
Когда в стране началась так называемая «перестройка» и стали создаваться кооперативы, Анатолий Кот тоже организовал свой художественно-строительный кооператив, в котором насчитывалось до 60 человек: каменщики, бетонщики, плотники, штукатуры, маляры, а также опытные, высококвалифицированные организаторы производства, прорабы, экономисты. В Нукутском районе построили две школы, хлебозавод, 20 жилых домов, другие объекты.
Немного окрепнув в материальном плане, решил вернуться на художественную стезю. Многие ангарчане, наверное, помнят заброшенное небольшое кирпичное здание на углу улиц Ворошилова и Коминтерна (сейчас в нём Сбербанк). В администрации города Анатолий Яковлевич получил «добро» на оформление здания под художественный салон. Но легко сказать «оформить». Были только стены. Предстояло провести целый ряд капитальных работ: достроить кровлю, настлать полы, установить двери, окна, решётки, подвести канализацию, водопровод, электричество, закончить внутренние отделочные работы… Всё это потребовало немало сил и средств. И в 1991 году в Ангарске появился оригинальный художественный салон. Здесь можно было выбрать и приобрести понравившуюся картину, кое-какие товары. В эти годы Анатолий Яковлевич всё своё творчество посвящает Байкалу, нашим рекам и речушкам, природе родного края.
Происходящие в стране события, можно сказать, мало волновали художника. Но до поры до времени. Жизнь вносит свои коррективы в его творчество… Вначале это была «мелочь» – политические карикатуры в одной из издававшихся тогда газет. Истинным новым поворотом в творчестве А. Кота стала картина «Распри красных коней». Картина воспринималась одними зрителями с восторгом: это распри двух президентов – СССР и России. У других картина вызывала кислую мину на лице: зачем всё это?..
А действительность ставила перед художником свои проблемы. Сгорели художественные мастерские в Майске. Почти все художники Ангарска остались без места работы. А на А. Кота «наехала» прежняя администрация города – решила отобрать здание его художественного салона. Пришлось Анатолию Яковлевичу побороться. Однако силы были слишком неравные. Но и в этот период борьбы, оставшись без мастерской и салона, художник в стеснённой обстановке продолжает работы над задуманными картинами. Природа Прибайкалья, сам Байкал по-прежнему присутствуют в его творчестве. Но он уже сделал заметный поворот в творчестве, появился ряд философских работ, таких как «Другой», «Танец смерти», «Шаман».
Накануне своей юбилейной выставки Анатолий Яковлевич завершил работу над «Красными пионами». Это яркое жизнеутверждающее полотно. Оно как бы символизирует красоту нашего мира. И эту красоту надо понимать, любить и бороться за неё.