Без права на тишину
Иркутск к тихим городам не отнесёшь. Шум вызывает раздражительность, нарушение сна, тахикардию, аритмию. Это далеко не полный список проблем, названных врачами. Имеет ли смысл бороться за тишину в большом городе и каким может быть результат в этой борьбе, «Иркутский репортёр» выяснял вместе с ОЛЬГОЙ ХАЛТАШКИНОЙ.
Ненормальный шум
«Определений шума много, – поясняет заведующий отделом лабораторных исследований физических факторов и радиационного контроля с экспертной оценкой ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Иркутской области» Олег Снопков. – У акустиков, физиков своё определение, но так как мы в первую очередь врачи, у нас оно своё. По нашим санитарным правилам, это набор беспорядочных звуков разной тональности, разного уровня громкости звучания, которые могут негативно влиять на человека».
Существуют санитарные нормы, регулирующие допустимый уровень шума на территориях жилой застройки и общественных зданий. Так, в жилых домах днём, с семи утра до одиннадцати вечера, допускается шум до 40 децибел (дБА). Ночью, с одиннадцати до семи утра, – до 30 дБА. Несколько лет тому назад Марина Чирцова, доцент кафедры коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков ИГМУ, и студенты ИГМУ проводили учебные замеры транспортного шума на улицах города, в результате чего оказалось, что на улице Ленина уровень шума 80 дБА, на улице Р. Люксембург – 84 дБА, на улице Лермонтова –
76–85 дБА, а на улице Советской – 82–84 дБА. Для данной категории дорог отмечается превышение уровня шума всего на 2-4 дБА, но для жилой территории, которая находится в такой близости от магистральных дорог, уровень шума не должен превышать 60 – 65 дБА на расстоянии 8–10 м от проезжей части.
Приглушить шум дорог мы не в силах. Решить проблему можно, лишь переехав или установив стеклопакеты. Ирина, живущая на улице Ленина, так и сделала. «Раньше было очень шумно и пыльно. Сейчас у нас стоят пластиковые окна. Уже тише. А от трамваев не только шум, но ещё и вибрация. Как с этим бороться, не знаем, – говорит она. – Как-то раз у меня ночевала знакомая. Утром, около шести часов, пошёл первый трамвай. Так она соскочила, думая, что это землетрясение началось. До этого как раз было землетрясение. А я ей говорю: «Спи, это трамвай».
Музыка «о двух концах»
Но есть городские звуки, которые, на первый взгляд, приглушить можно. Екатерина Вотякова проживает по улице Богдана Хмельницкого. Наискосок от их дома находится офис медиа-холдинга «АС Байкал ТВ», на здании которого снаружи расположены колонки, из них вещает радио «АС FM». Екатерина говорит, что музыка мешает ей и её семье: «Мы настроены категорически против этой музыки, потому что у нас маленькие дети, 7 лет и 10 месяцев. Старшему надо заниматься, а он не может сосредоточиться, музыка-то играет. Это здесь не так слышно, а в зале – как будто она у тебя дома играет. Давайте пройдёмте, сами послушаете». И я вместе с хозяевами прошла в зал, где, действительно, было хорошо слышно звучащее с улицы радио «АС FM». Екатерина продолжает рассказывать: «Мы пытались урегулировать этот вопрос с самой компанией, но нам сказали, что они никакого закона не нарушают ни по времени, ни по громкости. После мы обратились в Роспотребнадзор, там тоже сказали, что юридически компания не нарушает никаких санитарных норм и правил. Так вот и живём. С музыкой».
Генеральный продюсер медиа-холдинга «АС Байкал ТВ» Роман Синтоцкий, услышав о предмете моего интереса, первым задал вопрос:
– Вы считаете, что музыка – это шум?
– Так считают люди, которые живут напротив здания вашего медиа-холдинга.
– Вообще, музыку шумом назвать нельзя. Это эстетика. У нас не нарушены нормы децибел – машины ездят громче, и время звучания – с десяти утра до восьми вечера. Музыка играет добрая, спокойная. Люди даже иногда останавливаются, чтобы послушать. А вы были у них в доме?
– Была.
– И в доме слышна музыка?
– Очень хорошо слышна, даже при закрытых форточках. В этой комнате находятся дети, 7 лет и 10 месяцев.
– Я считаю, что хорошее, прекрасное не может вредить здоровью ребёнка. Не верю! Наша цель – чтобы весь город был в музыке. В цветах, в зелени, чистый и в музыке. Хорошая музыка мешать не может. Конечно, есть люди с разными музыкальными пристрастиями, но у нас звучит музыка, которую можно назвать нейтральной, на все вкусы.
– Какова цель вашего наружного музыкального вещания?
– Мы хотим привить горожанам культуру, чтобы музыка звучала везде: в сердце, в душе, в благих помыслах и поступках – и просто поднимала людям настроение. Взять Красноярск – там весь город в музыке, центр города в музыке точно.
– Возможно ли уменьшить громкость звучания?
– Громкость не превышает установленных нормативов. Я беру во внимание только звуковой аспект: музыка играет на самом деле достаточно тихо.
Мы вышли из кабинета на улицу и действительно смогли, стоя под динамиками, разговаривать, особо не повышая голоса.
Неподалёку, на улице Литвинова, в жилом доме находится магазин, на крыльце которого стоит колонка, откуда играет музыка. Некоторые жильцы относятся к ней спокойно, другие раздражаются, испытывая в связи с этим неудобства. Суть жалоб сводится к тому, что музыка играет громко с утра и до вечера без выходных. Елена Гусак и ещё несколько жильцов дома обращались в комитет по управлению Правобережным округом, откуда пришёл ответ, что с владельцами магазина была проведена разъяснительная беседа. Однако есть и такие жильцы, которые говорят, что им музыка сильно не мешает. В свою очередь одна из владелиц магазина заявила: «Мы ничего не нарушаем. Все децибелы здесь в норме. Мы включаем музыку в 11 утра, делаем обеденный перерыв и выключаем в 19 часов вечера, когда люди приходят с работы. Она нужна для привлечения внимания покупателей. Это коммерческая необходимость».
По законам совести
«Раньше мы однозначно говорили людям обращаться в Роспотребнадзор, который может привлечь нас в качестве экспертной организации, – объясняет Олег Снопков, – проводящей измерения и отвечающей на вопрос, превышает ли уровень шума допустимые нормы или нет. Но в настоящее время лучше всего жалобу направлять сразу в прокуратуру, от прокуроров реакция пойдёт в Роспотребнадзор, который уже привлечёт нас. Так будет быстрее. Однако это не касается шумов, возникающих в процессе жизнедеятельности человека, к ним относятся, например, хлопающая дверь, музыка у соседей, громкие ночные разговоры за окном и тому подобное. Мы не проводим измерения такого рода шумов. С этими жалобами следует обращаться в милицию или к своему участковому».
Начальник отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания населения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Николай Чубук в своих комментариях был более чем лапидарен и понятен:
– Шум нормируется только от технологического оборудования, например работающей вентиляции, лифтового оборудования. Его можно регулировать и проводить противошумовые мероприятия. То, что связано с жизнедеятельностью людей, – дверь хлопает, собаки лают, песни поют, магнитофон работает – не нормируется и в принципе нормировать подобное невозможно. Если в дневное время в жилом доме или рядом с жилыми домами в каком-либо заведении – магазине, кафе – играет звукопроизводящая аппаратура, то здесь юридические нормы не имеют силы, а всё зависит от культуры и этики того, кто включает эту музыку (или звуковую рекламу). Нет таких правовых рычагов, чтобы сказать тому или иному соседу, предпринимателю или компании: «Убавь громкость». Может, лучше всего людям пробовать договариваться между собой? И если тот, к кому вы обратились, хам, тогда подавайте в суд. Но люди должны жить по человеческим законам, не только по административным.