издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Удалённый доступ

Сроки выполнения заказов и ухудшающееся качество запчастей волнуют отвечающих за ремонты специалистов больше, чем расстояния до изготовителей оборудования

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Региональные компании ТЭК в этом году увеличат расходы на обеспечение надёжности своего оборудования. Ремонтная программа «Иркутскэнерго», пожалуй, самая впечатляющая по объёму затрат. География поставок самой крупной энергокомпании региона сейчас простирается от Бразилии до Дальнего Востока, однако сроки выполнения заказов и ухудшающееся качество запчастей волнуют специалистов гораздо больше, чем удалённость заводов-изготовителей. Как складываются взаимоотношения иркутских предприятий с производителями оборудования, многие из которых в переломные 90-е оказались за рубежом, выяснял корреспондент «Сибирского энергетика».

Предприятия топливно-энергетического комплекса Иркутской области увеличивают в этом году свои затраты на ремонт оборудования. Причины называют разные. Так, Иркутская нефтяная компания (ИНК) потратит «значительно больше» (сумма не раскрывается) в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов промысловой инфраструктуры, бурением и расконсервацией скважин, увеличением механического фонда добывающих скважин. 

В то же время самый большой объём затрат на обеспечение надёжности оборудования в регионе планирует «Иркутскэнерго». Бюджет энергетиков по плану вырастет на 20% и превысит 5 млрд. рублей, расходы угольщиков (компания «Востсибуголь» в 2009 году была приобретена ОАО «Иркутскэнерго». – «СЭ» ) увеличатся на 11% и составят более 700 млн. рублей.

В прошлом году из-за кризиса объём ремонтного фонда планировался меньше, чем в 2008-м, но результаты ежегодных испытаний тепловых сетей показали необходимость ремонтов, и от идеи сэкономить сразу же отказались. Августовские события на Саяно-Шушенской ГЭС потребовали увеличения затрат на диагностику и дополнительных мер по повышению надёжности оборудования. 

Поскольку ввод основных фондов «Иркутскэнерго» совершили в короткий период времени, то и большая часть оборудования, зданий и сооружений почти одновременно достигнет возраста 40 – 50 лет. Для управления ситуацией в компании существует несколько перспективных целевых программ по замене выработавших свой ресурс деталей основного оборудования.

По словам заместителя директора по ремонту и капитальному строительству «Иркутскэнерго» Владимира Чупрова, состояние оборудования можно оценивать как по степени надёжности, так и по эффективности эксплуатации. «Бытует мнение, что физический ресурс оборудования на объектах электроэнергетики исчерпан и, того и гляди, завтра начнутся массовые разрушения и отказы. На самом деле срок службы оборудования можно продлевать до бесконечности, но при условии, что оборудование своевременно и качественно проходит техническое диагностирование и его элементы своевременно ремонтируются или заменяются», – говорит Чупров и поясняет, что не сами технические устройства имеют предельный ресурс по показателям надёжности, а их элементы. Зачастую за срок службы котла, например, его часто повреждаемые элементы заменяются несколько раз. Исключение составляют только такие основные элементы, как барабан и каркас котла. В этом случае «Иркутскэнерго» успешно применяет технологию низкотемпературной восстановительной термообработки. В результате ресурс барабана продлевается на 50 тыс. часов с последующей диагностикой и дальнейшим продлением. 

До недавнего времени в Иркутской энергосистеме 30 – 40% мощностей было не востребовано и существующих фондов вполне хватало. С выходом на оптовый рынок мощности загруженность оборудования будет расти. 

По прогнозам, через 5-6 лет выработка увеличится в два раза – до 18-19 млрд. кВт-ч. Тогда перед ремонтниками встанут новые задачи. Так, увеличение выработки электроэнергии с 10 до 18-19 млрд. кВт-ч потребует для поддержания существующего уровня надёжности упреждающего финансирования ремонтной программы с годовым опережением. По экспертной оценке, рост выработки на 1 млн. кВт-ч потребует увеличения на 150 – 200 млн. рублей затрат на ремонт.

В настоящее время в структуре затрат на ремонт тепломеханического оборудования приходится 53%, электротехнического – 18%, зданий и сооружений – 17%, тепловых сетей – 12%.

Две задачи 

Как рассказал главный механиккомпании «Востсибуголь» Павел Голощапов, производительность горной техники, независимо от её возраста, специалисты поддерживают на должном уровне. В КВСУ существует программа модернизации машин больших параметров пока только в части оснащения. «Этой программой мы планируем решить две задачи:снизить непроизводительные простои и свести к минимуму человеческий фактор при выполнении отдельных операций», – отмечает Голощапов. Например, в филиале «Разрез «Черемховуголь» экскаватор ЭШ-20/90 оснастили автоматической системой смазки. Она практически исключает вероятность того, что помощник в смене не выполнит свои обязанности по смазке того или иного узла – смазка подаётся в автоматическом режиме.

Специалисты рассчитывали, что система окупится за год и два месяца, но проект дал эффект уже через семь месяцев. Более того, система позволяет в сутки экономить час и двадцать минут, а по году это существенное время. Поэтапно установка автоматической системы смазки и модернизация систем управления главными приводами планируется на всех экскаваторах филиалов «Разрез «Тулунуголь», «Разрез «Черемховуголь», «Трайлинг» и «Ирбейский разрез». На предприятиях КВСУ происходит обновление в основном парка дорожно-строительной техники. Импортная продукция стабильно пользуется высоким спросом, несмотря на то что её стоимость в 3-5 раз выше, чем у отечественной техники высокого уровня (с использованием 10-15% импортных комплектующих). Одним из доводов в пользу импортных машин служат низкие эксплуатационные расходы, в основном они сводятся к проведению очередного техобслуживания. В то же время, когда начинаются ремонты, «иностранцы» обходятся в 1,5-2 раза дороже отечественных аналогов.

Не вызывает проблем интеграция новых технологий в уже существующие технологические процессы и у энергетиков. Новое, по словам Владимира Чупрова, – это в основном электрическая часть, изоляторы, выключатели ввода. Здесь также используется продукция зарубежного производства, которая не требует обслуживания и ремонта так часто, как российская. «Использование западных аналогов, которые в 1,5-2 раза дороже, оправдано более высоким качеством. Хотя сейчас на рынке появились российские компании, производящие подобную продукцию», – поясняет специалист.

Экономическая география

Основной причиной упадка российского машиностроения собеседники «Сибирского энергетика» называют переход к рыночным отношениям. Отрасль, жёстко привязанная к плановой экономике в советское время, сильно пострадала в 90-е. С распадом СССР была нарушена система производственных взаимосвязей с поставщиками сырья и комплектующих, а главное – приостановились инвестиции на новое оборудование. Единый комплекс машиностроительных заводов был раздроблен.

С выходом «Иркутскэнерго» на оптовый рынок мощности загруженность оборудования возрастёт

Заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич, ссылаясь на данные Агентства по прогнозированию балансов в энергетике, отметил, что в настоящее время в России до 90% трансформаторов ввозится из-за рубежа, хотя в Подмосковье и Туле появились заводы. «Мы не производим эффективной стали для изготовления трансформаторов, мы её закупаем в Японии, не говоря уже об оборудовании для теплоэнергетики. В 80-х годах вся теплоэнергетика Китая работала на советском оборудовании, теперь они готовы сами нам его поставлять», – констатировал сенатор.

Тем не менее, считает Павел Голощапов, и сегодня отечественный машиностроительный комплекс способен выпускать высокопроизводительную и надёжную технику, но из-за недостатка спроса развитие этой отрасли тормозится. Российское машиностроение пытается держаться в русле мирового рынка, но кризисное состояние отечественной экономики в 90-е годы отразилось на состоянии отрасли.

Рядом с промышленными гигантами времён СССР в постперестроечные годы выросли новые предприятия. Бывшие работники заводов, зная технологии, выкупали никому не нужное оборудование, брали в аренду цеха и открывали производство. Так, по словам Владимира Чупрова, появился «Теплоэнергосервис» в Екатеринбурге. Его основатели нашли нишу, которую ещё не занял завод «Уралмаш». «Сейчас у них стоит современное оборудование, они успешно выполняют заказы по производству запасных частей для турбин», – отметил собеседник «СЭ».

География поставок комплектующих существенно расширилась – от Хабаровска до Бразилии, говорит заместитель директора по ремонту и капстроительству «Иркутскэнерго». Выбирая поставщика, специалисты анализируют все нюансы: технические характеристики, сроки изготовления и доставки, цены. Часть оборудования уже не выпускается, но эти сложности удаётся обойти, заменяя детали на близкие аналоги или через модернизацию с повышением технического уровня (например, замена масляных выключателей на элегазовые).

Вскрышная и добычная техника, эксплуатируемая на предприятиях энергоугольной компании, приобретённая в советские годы, до настоящего времени практически не обновлялась, хотя отработала нормативный срок эксплуатации. Большая часть запасных частей под основное горное оборудование поступает с рудоремонтного завода (Черемхово), из Красноярского края, Кемеровской области, Екатеринбурга. Есть поставки из-за границы – на импортную технику.

Оборудование на промыслах ИНК в большинстве своём отечественное. Оно отвечает требованиям по надёжности, выполняет возложенные на него функции, проще в обслуживании. ИНК ориентируется на производителей, традиционно обслуживающих нефтедобывающие регионы: Тюмень, Башкирию, Татарстан, Свердловскую область, Пермский край, Удмуртию. Иркутская область обеспечивает остальную массу непрофильных комплектующих. Потребности компании с учётом поправок на некоторое планирование в закупке оборудования обеспечиваются полностью. Выбор поставщиков происходит по отработанной схеме. Если стоимость контракта превышает 1 млн. рублей, проводится заседание тендерной комиссии. Учитываются не только цена, качество, сроки поставки и условия оплаты, но и репутация производителя, отметили в компании. Заказы дешевле миллиона рублей рассматриваются на тендере внутри департамента снабжения, подходы при этом не меняются. 

Собственными силами 

Ремонтные базы для оборудования угольного бизнеса «Иркутскэнерго» сохранились. В структуре КВСУ существуют два ремонтных завода: рудоремонтный завод и Свирский ремонтно-механический завод. В целях оптимизации производства они были объединены в одну структуру. Сегодня объединённое предприятие обеспечивает до 70 – 80% потребностей компании в запчастях.

В основном надеется на свои ресурсы в ремонте и областное предприятие «Облжилкомхоз». Генеральный директор компании Николай Попов рассказал, что у предприятия есть и технические возможности, и люди. При этом ощущается недостаток финансов – ремонтной составляющей, которая закладывается в тарифе, по мнению эксперта, недостаточно.

Преимущественно на собственные силы в ремонте полагается и ИНК, хотя нестандартное и высокотехнологичное оборудование всё же требует внимания специалистов-производителей. В регионе отсутствует широкий рынок сервисных услуг, отмечают в нефтяной компании. Своё производство есть и у энергетиков – Центральный ремонтный завод ЗАО «Иркутскэнергоремонт». «На заводе мы можем сделать любую поверхность нагрева, любую деталь при наличии труб», – уверяет Чупров. Запасные части длительного изготовления заказываются на Барнаульском, Таганрогском и Красноярском котельных заводах.

Сложнее с запасными частями для турбинного оборудования. Детали турбин, которые проектируются индивидуально для каждой станции, всё же приходится заказывать у производителя. Раньше в Полтаве существовал завод, который принадлежал системе Главэнергоремонта. Он выпускал запчасти на весь парк оборудования СССР по чертежам заводов-изготовителей. Однако после распада Союза Полтава оказалась в другом государстве, а наши заводы-изготовители никогда не отвечали за ремонт. Завод присылал своего представителя только на монтаж оборудования. При этом уже через 48 часов после монтажа ответственность несёт эксплуатирующая организация. Сейчас, если в энергооборудовании обнаруживается брак, изготовитель устраняет дефект, но за дополнительную плату. Причина тому – несовершенство законодательства и отсутствие конкуренции. 

Как о проблеме специалисты говорят об увеличении сроков выполнения заказов заводами-изготовителями. Решить её мог бы стратегический запас постоянно использующихся деталей. Он существовал в электроэнергетике раньше, вспоминает Чупров. А самостийность 90-х годов привела к тому, что энергетикам приходится либо платить большие деньги для ускорения процесса, либо ждать, пока завод изготовит эту деталь. Срок изготовления запасных частей доходит до 8-9 месяцев, при этом наблюдается снижение их качества, добавляет главный механик КВСУ.

Пока 30% оборудования «Иркутскэнерго» было в резерве, продлить плановый ремонт на 2-3 месяца было несложно. Когда выработка электроэнергии возрастёт, такого запаса уже не будет. Это чревато и штрафами, и карательными мерами со стороны Системного оператора. Но самой острой проблемой эксперты называют дефицит квалифицированных кадров. Не хватает и рабочих и инженеров. «Если раньше люди жили производством, каждый член экипажа болел душой за свою машину, то сейчас зачастую приходят только отработать смену, – говорит Голощапов. – Чтобы стать машинистом экскаватора, нужно было лет 10 работать помощником машиниста, только потом тебе доверяли руководство экипажем и машиной. Сегодня молодёжь приходит после курсов и через год уже может стать машинистом». Работа не престижная, но в то же время очень ответственная, нужны дополнительные мотивационные программы, считает собеседник «СЭ».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры