Недопустимо принятие законов без оглядки на экономическую реальность
На вопросы главного редактора журнала ”Человек и труд” отвечает Людмила БЕРЛИНА, председатель Законодательного Собрания Иркутской области.
— В какой степени кризис ”вмешался” в законотворческие планы депутатов областного парламента?
— Прошлый год мы прожили в условиях разворачивающегося мирового финансово-экономического кризиса, остро ощущая зависимость ситуации в стране и регионе от глобальных процессов. Спад в экономике создал немало проблем для наших предприятий: осложнилась ситуация на рынке труда, бюджеты всех уровней значительно сократились, а следом за этим пришлось уменьшить финансирование многих программ, востребованность которых сомнений не вызывала. Можно было все оставить без изменений, ожидая судебного понуждения из-за неисполнения не обеспеченных финансированием обязательств по программам. Но тогда бы возникла ситуация неуправляемости или близкая к таковой. Депутаты приняли непростое для себя решение — они поддержали правительство области, урезав финансирование программ.
В то же время каждый депутат возложил на себя обязанность по мониторингу положения в своих избирательных округах. Мы оперативно получали информацию о зарождении негативных тенденций и входили в правительство с предложениями, направленными на решение проблем. Так, были приняты поправки в Закон области ”О внесении изменений в статью 4 Закона Иркутской области ”О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области”, согласно которым для многодетных семей снижена максимально допустимая доля собственных расходов на жилищно-коммунальные услуги. Для справки: в соответствии с федеральным законодательством максимально допустимая их доля в общем доходе семьи — 22%, если эта доля выше — из областного бюджета выплачивается соответствующая субсидия.
В настоящее время депутаты отслеживают ситуацию по установленным органами местного самоуправления тарифам на жилищно-коммунальные услуги. Для обобщения полученных результатов и выработки предложений создана рабочая группа, которую возглавил вице-спикер областного парламента Г.Истомин. Не исключаю, что мы еще раз вернемся к рассмотрению возможности корректировки этого закона.
В 2009 г. приняты поправки в Законы: ”О внесении изменений в статьи 3,4,5 Закона Иркутской области ”О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников отдельных государственных учреждений Иркутской области, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг”, ”О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях”.
Этими законами в состав расходов, подлежащих возмещению в связи с предоставлением педагогическим работникам областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, включены расходы за содержание и ремонт жилого помещения. Ранее областным законодательством предусматривалось возмещение расходов только за найм жилого помещения.
Правоприменительная практика выявила, что не у всех педагогов, проживающих в сельской местности, есть правоустанавливающие документы на жилье. Председатели комитетов И.Синцова и С.Курилов сейчас прорабатывают эти вопросы.
При рассмотрении законов об областных бюджетах и на 2009 г., и на 2010 г. депутаты Законодательного Собрания исходили в первую очередь из необходимости выполнения социальных обязательств перед населением.
Кризис не дает права на легкие политические решения: сегодня недопустимо принятие законов без оглядки на экономическую реальность. Соответственно, повышается ответственность депутатов. Мы стремимся к тому, чтобы каждый рассмотренный и принятый нами законопроект стал результатом согласования различных позиций и точек зрения, а значит, максимально отвечал насущным потребностям общества. Именно поэтому мы сохраняем и развиваем традиционные для Законодательного Собрания Иркутской области открытость и умение взаимодействовать с широким кругом общественных институтов, тесно сотрудничаем с профсоюзами, представителями молодежи и старшего поколения, бизнеса, с муниципальным сообществом. Все это, безусловно, приносит свои плоды; свидетельство тому — сотни выработанных и учтенных поправок, предложений к законопроектам.
— Вы являетесь председателем Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований Иркутской области. Какую роль он призван сыграть?
— Ответственность, самозанятость, самоорганизация — три кита, на которые опирается местное самоуправление. Надо признать: сегодня выборным должностным лицам местного самоуправления и депутатам муниципальных дум работать нелегко. Крайне слабой остается бюджетная, ресурсная обеспеченность муниципальных образований. Отсюда — множество вопросов, которые нам приходится решать вместе.
Совет по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований области является той площадкой, на которой депутаты Законодательного Собрания совместно с представителями муниципалитетов планируют предстоящую совместную работу и обсуждают вопросы регионального законодательства, непосредственно касающиеся муниципальных образований.
Для депутатов Законодательного Собрания работа с муниципальным сообществом является одним из приоритетов. Большое внимание уделяем оказанию методической и консультативной помощи органам местного самоуправления, в частности, проводим онлайн-консультации на нашем сайте в Интернете, конкурс на лучшую организацию работы представительных органов муниципальных образований, выездные тематические семинары для депутатов представительных органов муниципальных образований, ставшие уже традиционными. На них мы совместно рассматриваем актуальные вопросы межбюджетных отношений, организации работы социальной сферы, проблемы жилищно-коммунального хозяйства, меры по снижению напряженности на рынке труда и т.д. Очень важно, что к участию в таких семинарах мы привлекаем членов правительства, федеральных органов государственной власти, экспертов. Участники имеют возможность не только прослушать доклады, но и задать вопросы, поучаствовать в дискуссиях. В текущем году два таких семинара уже провел вице-спикер Законодательного Собрания Г. Нестерович.
— Для нашей страны совершенно нетипично, когда председателем законодательного органа избирается женщина. Вы — приятное исключение…
— К женщинам в политике всегда более пристальное внимание, а к их публичным выступлениям — в особенности. Однако я убеждена, что лучше пусть будет критика, чем снисходительность. Главное, чтобы качества, присущие женщинам, — гибкость, дипломатичность, прагматизм — использовались в интересах законности, государственности, признания человеческих ценностей. Мир многополярен, и каждый должен найти в нем достойное место — независимо от того, мужчина ты или женщина.-
— Какие задачи стоят перед Молодежным парламентом, образованном при областном Законодательном Собрании?
— Деятельность нашего Молодежного парламента органично вписывается в курс на модернизацию — чтобы что-то получить, нужно измениться самим, загореться желанием что-то сделать. Я удовлетворена работой, которая сегодня проводится депутатами Молодежного парламента. Можно с уверенностью сказать, что во власть придут подготовленные люди. Это наш золотой кадровый резерв, который уже работает по-взрослому. Наши молодые коллеги принимают самое активное участие в конференциях, круглых столах и общественных слушаниях, организуемых Законодательным Собранием области. По собственной инициативе они провели в 2009 г. опрос на тему ”Трудовые права граждан” и выработали свои рекомендации к Программе дополнительных мер по снятию напряженности на региональном рынке труда.
Депутаты Молодежного парламента, несмотря на то, что работают на общественных началах, энергично включаются в обсуждение проблем, находящихся в центре общественного внимания, предлагают нестандартные пути их решения. Замечательно, что и у них, и у нас, их старших коллег, ценности одинаковые, — родина, семья, труд.
— Какие наиболее яркие законодательные инициативы в социально-трудовой сфере Вы могли бы выделить?
— Я бы не стала говорить о законодательных инициативах с определением ”яркие”. Если закон не работает, исполняется бестолково, то, как бы хорошо ни был изложен, его нельзя назвать ярким. Очень важно, чтобы закон был качественным регулятором в тех сферах, где человек, гражданин испытывает необходимость опереться на него — и как на руководство к действию, и как на средство защиты его прав.
К примеру, в ноябре 2009 г. принят областной Закон ”О величине прожиточного минимума пенсионера в Иркутской области на 2010 год”, который обеспечил получение социальных доплат к пенсии 625 тыс. пенсионеров (из федерального бюджета на эти цели будет израсходовано свыше 600 млн. руб.). Закон жизненно необходимый: отныне он будет приниматься ежегодно (на следующий финансовый год) на основании потребительской корзины и данных органа по статистике об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Вспомним федеральные законы 90-х годов: что ни закон — то льгота. Только легче от этого не становилось, так как законы не работали. Впоследствии это привело к так называемой монетизации льгот (федеральный законодатель упразднил необеспеченные финансированием мандаты). Чего это стоило области, мы знаем. Законодательные инициативы и популизм несовместимы, тем более в условиях кризиса.
Прагматичность и системность нормативных правовых актов, создание реальных условий для развития инициатив граждан в предпринимательстве, самозанятости, увеличение интеллектуального потенциала граждан, устойчивая и системная работа по предотвращению безработицы в области — вот, чтобы бы я сегодня назвала самым ”ярким” в работе органов власти.
Нашей области еще очень многое предстоит сделать. Важную роль в достижении поставленных целей призван сыграть парламентский контроль. Во всяком случае, для себя мы такую задачу определили.
— Каким образом депутаты Законодательного Собрания участвуют в регулировании ситуации на региональном рынке труда?
— Депутаты активно разрабатывают предложения к региональной антикризисной программе и осуществляют мониторинг экономической ситуации в муниципальных образованиях. Многие предприятия и организации Иркутской области оказались ”в эпицентре” кризисных явлений. Экономические проблемы у предприятий реального сектора и бюджетных организаций, конечно, разнятся, однако их последствия примерно одинаковы — рост безработицы и задолженности по заработной плате, снижение уровня жизни населения.
Именно поэтому, рассматривая финансовые законопроекты, мы отдаем приоритет сохранению производства и его посткризисному восстановлению. Планируем и принимаем меры, направленные на рост внутреннего регионального продукта, который и станет главным индикатором выхода из кризиса. При этом мы понимаем, как важно сегодня рационально расходовать средства, которые выделяются государством, активизируем работу контрольно-счетных органов представительной власти.
При обсуждении конкретных мер по регулированию ситуации на рынке труда совместно с правительством области особый акцент сделали на развитии общественных работ и самозанятости, а также на программах переобучения и подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Важно контролировать ситуацию, чтобы программы переобучения, которые действуют сегодня, позволяли людям легче и быстрее найти работу. Необходимо исключить саму возможность переобучать людей на профессии, которые оказываются невостребованными. Наш Комитет по социально-культурному законодательству тесно работает с региональным Министерством образования по профориентации старшеклассников. Кризис показал: необходимо серьезно совершенствовать систему обучения, чтобы ”на выходе” мы имели специалистов, востребованных на рынке труда.
Работодатели и собственники предприятий должны сверять свои шаги с нормами трудового законодательства. Законодательное Собрание Иркутской области поддерживает инициативы профсоюзных объединений по защите конституционных прав граждан, обеспечению контроля за соблюдением трудового законодательства. Кроме того, депутаты намерены инициировать разработку целевых мер, направленных на создание дополнительных рабочих мест и расширение занятости высвобождаемых граждан, оказывать содействие профсоюзам в организации системного целевого информирования населения о принимаемых программах занятости, переобучения и т.п.
Поиск инструментов борьбы с безработицей продолжается. Здесь очень важны инициатива, объединение усилий общества и власти, здоровая критика.