издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пилот второй мировой

  • Автор: Алексей СИВЕНЯ

День Победы Алексей Евсеевич Савенок считает особым праздником, самым, пожалуй, значительным в череде других. И есть отчего – в той Победе и его участие, и его немалая заслуга. Войну он узнал не по фильмам и не по книгам. Через все те долгие и трудные дни и ночи он прошёл лично. Хотя, пожалуй, не прошёл, а пролетел – участвовал он в Великой Отечественной за штурвалом различных типов бомбардировщиков в качестве пилота.

Биография Савенка проста, во многом похожа на судьбы других россиян того поколения, но очень интересна и своеобразна. Родился Алексей Евсеевич в 1922 году на Украине, в Черниговской области. Через семь лет вся семья переехала в Сибирь. Осели в одной из деревень Черемховского района, работали в колхозе. Будущий лётчик, а затем и шахтёр учился в школе. Были в то время так называемые ШКМ – школы крестьянской молодёжи, учили в которых и грамоте, и житейскому уму-разуму, то есть всему, что могло пригодиться в жизни. Именно там, ещё в седьмом классе школы, в которую он ежедневно бегал за двенадцать километров, освоил Алексей Савенок специальность тракториста – после уроков работал на тракторе в колхозе.

И кто знает, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы сама жизнь не внесла свои коррективы. Старшие братья (всего в семье было семеро детей) выросли, выучились и перебрались в Черемхово, устроившись на работу на местные предприятия. После окончания семилетки подался туда же и Алексей. А потом, в 1937 году, в Черемхово переехала и вся семья. Здесь Алексей учился в школе, в восьмом и девятом классах, и посещал местный аэроклуб – авиация властно притягивала к себе в то время многих. После окончания девяти классов и аэроклуба способного парня вместе с другими сразу же отправили в Оренбургское (в то время – Чкаловское) военное авиационное училище осваивать специальность пилота самолёта-бомбардировщика Р-5 – была такая крылатая машина, переходная модель к известному бомбардировщику СБ. Начинал обучение на Р-5, но полетать на нём не пришлось. В скором времени был переведён в другую группу, курсанты которой осваивали уже новую машину – ту самую, новейшую, СБ, которая тогда не имела себе равных. Окончил училище как раз в 41-м году, незадолго до начала войны.

На фронт попал не сразу. Сначала командировали в запасной полк в Казань, где пробыл несколько месяцев. И лишь в декабре 41-го была сформирована группа, в составе которой попал Алексей Савенок непосредственно в район боевых действий – на Северо-Западный фронт. Но здесь его ждало некоторое разочарование. Вместо привычных СБ в 645-м полку были По-2, которые ещё иронично называли «кукурузниками» – за их тихоходность и энергичное использование в сельском хозяйстве. Называли так, конечно, зря. В умелых руках и под покровом ночи По-2 был грозным оружием. Пользуясь темнотой, маленькие бипланы на небольшой высоте подкрадывались к вражеским позициям и буквально засыпали их небольшими бомбами, сея разрушения и панику. Немцы, вначале ехидно посмеивавшиеся над русским фанерным чудом (хотя и у самих фанерных самолётов было предостаточно), быстро изменили своё мнение, когда поняли, что и на таких летательных аппаратах можно не просто воевать, но и добиваться успеха.

Трудно было, конечно. Летали по ночам – так было проще прятаться от вражеских истребителей. В ночь совершали по десять–двенадцать боевых вылетов, которые никак нельзя было назвать развлекательными прогулками по ночному небу. Доставалось лётчикам как следует – немцы встречали их пальбой из всех видов оружия, которое только у них было. Бывало всякое: и товарищей боевых терял, и на изрешечённой машине возвращался на родной аэродром. Три раза был сбит вражеским огнём. Но везло – во всех трёх случаях благополучно возвращался к своим и вновь вступал в строй. В третий раз его сбили немецкие истребители под Выборгом. Товарищи, на глазах которых это произошло, думали, всё. Однако Савенок вернулся и продолжил свой тяжкий воинский труд. На По-2 воевал до 1943 года, совершил за это время четыреста девяносто два боевых вылета, каждый из которых был полон опасности и мог обернуться трагедией. Бомбил врага, доставлял грузы партизанским отрядам, действовавшим во вражеском тылу. Честно исполнял свой солдатский долг.

В 1943-м 645-й авиаполк расформировали. Алексея Савенка в качестве командира звена перевели в 55-й полк дальних бомбардировщиков, имевший в своём распоряжении грозные по тем временам машины ДБ-3Ф, впоследствии названные Ил-4. Полк также занимался ночными бомбардировками вражеских позиций, правда, к ночным вылетам добавились ещё и дневные. А ещё через год вместе со своими товарищами по полку попал, переучившись, в 113 авиадивизию, относящуюся к резерву Главного командования. Использовали её в самых трудных местах.

[width=»45%»]
Летали по ночам – так было проще прятаться от вражеских истребителей. В ночь совершали по десять–двенадцать боевых вылетов, которые никак нельзя было назвать развлекательными прогулками по ночному небу. Доставалось лётчикам как следует – немцы встречали их пальбой из всех видов оружия, которое только у них было. Бывало всякое: и товарищей боевых терял, и на изрешечённой машине возвращался на родной аэродром. Три раза был сбит вражеским огнём. 
Но везло – во всех трёх случаях благополучно возвращался к своим и вновь вступал в строй. 

Советская авиация к тому времени уже господствовала в воздухе. Всего в дивизии было пять полков по тридцать самолётов в каждом. Это была грозная сила. Гремел воздух и дрожала земля, когда сто пятьдесят бомбардировщиков в сопровождении истребителей вылетали на боевое задание. Нанеся удар, вся армада возвращалась на базу, заправлялась, грузилась авиабомбами и вновь возвращалась на боевые позиции. В составе этой дивизии прошёл Алексей Савенок по многим фронтам – Белорусскому, Северо-Западному, Ленинградскому и закончил войну на Северном фронте, помогая наземным и морским силам освобождать Мурманск.

Коренной перелом в войне уже произошёл, исход её был ясен всем – советские войска громили врага и его союзников повсеместно. Победа была уже только делом времени. Но хотя исход был ясен, война всё-таки шла. Советские конструкторы разрабатывали новые виды оружия, техники, самолётов. И вот в октябре 1944-го года Алексея Савенка и нескольких его товарищей командировали в Москву переучиваться на новый тип самолёта – Ту-2. Несколько месяцев они изучали новейшую грозную машину, учились управлять ею. Затем всем полком на новых самолётах улетели в Познань, где базировалась их часть. Правда, тут воевать уже почти не пришлось: сделал только два боевых вылета, и война закончилась.

В родное Черемхово старший лейтенант Алексей Савенок вернулся в 1947 году. Поначалу пытался попасть на работу в гражданскую авиацию, но это оказалось делом сложным – все места были заняты теми, кто демобилизовался раньше. Предложили стать диспетчером в аэропорту Иркутска, но боевой лётчик, подумав, отказался. Слишком уж несовместимы были эти профессии: после владения небом совсем не хотелось сидеть в диспетчерской и завидовать тем, кто летает. И он решил резко закончить лётную карьеру – устроился механиком-контролёром на автобазу объединения «Востсибуголь» в Черемхове, где проработал до 1953 года. Потом поступил в Черемховский горный техникум и после его окончания пришёл горным мастером на третий разрез. Способного работника быстро заметили и вскоре перевели в начальники участка, где он и работал двенадцать лет.

А в 1968-м переехал в Тулун, где сразу же устроился начальником участка на только что открывшийся разрез «Азейский». Когда принял участок на Азейском и отправился осматривать свои владения – поразился: разрезная траншея была полностью залита водой. Вместе с маркшейдером Алексей Савенок плавал по этому озеру на плоту, производя необходимые замеры – траншея глубиной была семнадцать метров. Постепенно всё пришло в норму. Работа наладилась, разрез стал давать уголь, прославившись своими достижениями на всю страну. Так что и в этом есть заслуга Алексея Евсеевича…

Вскоре коллектив избрал Савенка председателем шахткома, семь лет отдал он этому нелёгкому, но нужному делу. Потом работал диспетчером на разрезе, занимался водоотливом, дежурил на подстанции – был полезным родному предприятию везде. Достаточно сказать, что работу он оставил ровно в восемьдесят лет, – это чтобы представить себе, сколько сил и энергии отдал он Азейскому, его становлению и процветанию. А общий трудовой стаж Алексея Евсеевича, не считая военных лет, исчисляется громадной цифрой – шестьдесят два года!

Сегодня Алексею Евсеевичу Савенку восемьдесят семь. Однако, глядя на него, невозможно даже предположить такой возраст. Максимум – семьдесят. Ну, семьдесят пять… Он бодр, активен и весел. С увлечением работает в огороде, где, по словам его близких, «всё держится именно на нём», да и вообще по хозяйству. В своём доме работа всегда найдётся.

– Сколько я себя помню, – улыбается Алексей Евсеевич, – я всегда работаю. Не мыслю себя без дела. Возраст, конечно, сказывается, но и сила ещё есть. А коли есть, чего же сидеть без дела?

На груди ветерана войны и труда четыре воинские награды: ордена Отечественной войны I и II степени, медали «За отвагу» и «За оборону советского Заполярья», юбилейные медали. Но есть и ещё: четырежды награждался Алексей Евсеевич Савенок знаком «Шахтёрская слава» всех трёх степеней. Причём «Шахтерской славы» I степени у него целых две. Полный кавалер.

Смотришь на ветерана и чувствуешь: надёжный. С таким, как говорят, можно и в разведку, и в огонь и в воду, да и вообще хоть куда. Надёжность, наверное, не единственное его достоинство, но это качество первым бросается в глаза. Каким-то спокойствием и уверенностью от него веет, основательностью. Чувствуется закалка настоящего русского мужика – труженика, воина, защитника.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры