Управленческие резервы
Депутаты обсудили механизмы повышения эффективности госкомпаний
Управление государственным имуществом из года в год остаётся одной из самых проблемных сфер деятельности областных властей. С одной стороны, как любое предприятие, вне зависимости от принадлежности, государственная компания должна приносить доход, пополнять бюджет. Другая специфическая особенность таких предприятий – их социальная направленность. Принимая решения, представители области вынуждены балансировать между этими двумя крайностями. При этом специалисты отмечают, что не всегда причиной низкой финансовой отдачи областных компаний являются социальные обязательства, зачастую это лишь оправдание для нерадивых руководителей.
Проблемы повышения эффективности управления государственным имуществом обсуждали на «круглом столе», который прошёл 8 апреля в Законодательном Собрании области.
«Мы часто говорим о том, что предприятия должны приносить доход, но редко отмечаем, что пионерами по эффективности управления, наполнению бюджета должны стать те предприятия, которыми владеет область или имеет в них долю», – начал заседание председатель бюджетного комитета ЗС Сергей Курилов.
Законодательство требует, чтобы в собственности области оставались только те предприятия, которые несут социальную функцию. От других активов регионы должны избавляться. По словам министра имущественных отношений Михаила Карасёва, сейчас область владеет семью предприятиями и участвует в управлении 16 акционерными обществами, три из них находятся в процессе банкротства.
Из семи ОГУП четыре в прошлом году принесли доход – это «Облкоммунэнерго», областное БТИ, «Фармацея» и бизнес-центр «Байкал». Совокупная прибыль этих предприятий составила более 100 млн. рублей. Из этих средств в бюджет было перечислено около 17 млн. рублей. Три областных предприятия сработали в убыток. Ярким примером убыточного предприятия является Дорожная служба Иркутской области. Как отметил Михаил Карасёв, «силовыми методами власти обескровили» эту организацию, лишили её финансирования, а объём работ остался прежним. Итог – предприятие является хроническим должником.
Из 16 акционерных обществ лишь восемь принесли прибыль, размер которой составил 412 млн. рублей. «Если анализировать деятельность акционерных обществ с государственным участием совокупно, то в прошлом году они принесли убытки, – рассказал Михаил Карасёв. – Это связано с растянувшейся инвестфазой, хотя мы рассчитывали, что предприятия быстрее начнут приносить прибыль. Надеемся, и эта надежда граничит с уверенностью, что через определённое время мы выберемся из «минуса». По итогам 2009 года размер дивидендов от деятельности акционерных обществ в областном бюджете составил пять миллионов рублей.
Михаил Карасёв напомнил, что акционерные общества, даже если они сработали с прибылью, не обязаны перечислять в бюджет часть своих доходов. По решению акционеров средства могут быть направлены на развитие компании. Это даёт возможность увеличить капитализацию и впоследствии выйти на более высокую прибыль. Некоторые акционерные общества так и сделали.
По словам Михаила Карасёва, в управлении государственной собственностью его министерство старается уйти от метода рантье, когда область нанимает менеджера и не вмешивается в дела компании. В нашей ситуации более желателен метод управленца, когда акционер принимает активное участие в работе предприятия. Среди мер, способствующих смене принципов поведения государства, – среднесрочное планирование программ предприятий, разработка критериев определения эффективности работы и формирование рейтинга компаний.
Аудитор Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ольга Ризман обратила внимание участников заседания на то, что с точки зрения контролирующего органа не все предприятия, которые имеют статус областных, оправдывают этот статус. По мнению аудитора, две организации, которые перешли в собственность региона в связи с объединением области и округа – Печатный двор и бизнес-центр «Байкал», – не выполняют никакой социальной функции, а значит, должны быть исключены из областного реестра.
Были у аудитора замечания и к качеству программ деятельности предприятий. Многие из них не содержат такие обязательные разделы, как «анализ рынка сбыта», «развитие производственной базы». Недостаточно качественно выполняются прогнозы, зачастую фактические показатели существенно отличаются от запланированных, отмечает Ольга Ризман. Например, предприятие «Спецтранссервис» уже в первом квартале прошлого года перевыполнило годовой план. Такие случаи искажают достоверность прогнозов, в том числе затрудняют бюджетное прогнозирование на уровне области.
Аудитор КСП обратилась к депутатам с просьбой способствовать ужесточению ответственности руководителей за нарушение законодательства. Так, в ходе проверки аудиторы обнаружили, что долг «Облкоммунэнерго» перед областным бюджетом составляет 13,5 млн. рублей, при этом задолженность копилась около трёх месяцев. Вскоре выяснилось, что возможность рассчитаться в срок у пред-
приятия была. Одна из форм контроля деятельности госпредприятий – проведение балансовых комиссий, но не всегда решения этих органов бывают объективными. Балансовая комиссия, которая незадолго до аудиторов проверяла деятельность «Облкоммунэнерго», оценила работу компании положительно. По мнению Ольги Ризман, предприятие нуждается в срочной реорганизации.
Заместитель председателя КСП Вячеслав Дормидонов полагает, что область должна активнее избавляться от предприятий, которые не несут социальной функции. ОГУП необходимо преобразовать в акционерные общества, затем их акции нужно размещать на фондовом рынке.
Вячеслав Дормидонов также считает, что корректировки требует методика выдвижения кандидатур в члены советов директоров. Например, для участия в управлении «РУСИА Петролеум» сформирован список из 10 кандидатур области (это слишком много), из них пройдёт только один человек. В ущемлённых правах находятся представители области в совете директоров ВСГК. Область владеет компанией на паритетных началах с ТНК-ВР, значит, и управленцев с обеих сторон поровну. При равенстве голосов решающим является мнение председателя. При этом ни разу за время деятельности ВСГК председателем не был выбран представитель области.
Несмотря на множество замечаний, высказанных участниками «круглого стола», эксперты были едины во мнении: область наконец-то стала активнее участвовать в деятельности госпредприятий. Но пока нельзя сказать, что власти до конца отказались от роли рантье и в полной мере освоили роль активных управленцев.