Коммунальная история одного города
Название города Усолье-Сибирское у тех, кто хотя бы раз слышал новости о подготовке к отопительному сезону в Иркутской области, наверняка ассоциируется с проблемами в сфере ЖКХ. К сожалению, большинство информационных сообщений за последние три года так или иначе связаны с невысоким уровнем готовности потребителей города к зиме или задолженностью за коммунальные услуги. Сами жители города жалуются на то, что на протяжении нескольких лет в жилых домах из-за долгов периодически исчезала горячая вода. Список проблем в ЖКХ Усолья-Сибирского можно было бы продолжать и дальше. Но корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ вместо этого попытался на месте отыскать корень всех коммунальных зол города.
Подготовка к поездке в Усолье-Сибирское началась с традиционного «погружения в проблему»: поиска информации о том, как работает жилищно-коммунальное хозяйство города. О том, что без проблем в этой сфере не обходится, красноречиво свидетельствуют заголовки газет за последние несколько лет. Например, Усолье-Сибирское неоднократно фигурировало в статьях под названиями вроде «Коммунальная тревога», «Начало отопительного сезона находится под угрозой срыва» или «ЖКХ остаётся в долгу». Так что первый вопрос к руководству города и энергетикам был предопределён: «Как прошёл отопительный сезон 2009-2010 годов?».
Отопительный сезон: оценка энергетикам, оценка энергетиков
«Можно констатировать, что прошёл он очень хорошо, даже в условиях температур ниже расчётных для нашего региона», – ответил на него начальник Усольского отделения Иркутской энергосбытовой компании Вадим Кузнецов. Это подтверждает и глава администрации Усолья-Сибирского Евгений Кустос, по мнению которого «Иркутскэнерго» в прошедшую зиму «справилось с задачей на пять с плюсом». Он полагает, что энергетики весьма качественно подготовились к отопительному сезону, так что зима прошла без серьёзных сбоев и аварий. «Здесь нужно начать с подготовки, а она была на уровень лучше, чем в 2008 году», – добавил Вадим Кузнецов. По его словам, в этом есть и заслуга управляющих компаний, которые более ответственно отнеслись к этому вопросу.
Директор ТЭЦ-11 Владимир Мацибаров оказался более сдержан в своих оценках. «Для нас зима 2009–2010 годов была очень серьёзной, и мы очень тяжело в неё входили», – сказал он. Крепкие морозы, которые ударили в начале декабря, для ТЭЦ оказались неожиданностью – на трёх котлах из девяти ещё проводились ремонтные работы. Но оборудование, на удивление, в декабре и январе проработало без сбоев, и каких-либо отказов в работе ТЭЦ не было. «Особое внимание уделялось тепловым сетям, где были возможны отключения на не совсем удовлетворительных участках», – признался Владимир Мацибаров. Мелкие инциденты на них, правда, оказались неизбежны, но в целом сработали надёжно.
Дорогие долги
Между тем одной только подготовкой к зиме коммунальные беды Усолья-Сибирского не ограничиваются. Существует ещё проблема задолженности за услуги ЖКХ, характерная, впрочем, и для других городов Иркутской области. В Усолье она выплеснулась на улицы – в июне 2008 года жители города вышли на митинг, протестуя против отключения горячей воды, к которому вынужден был прибегнуть Энергосбыт в попытке взыскать долги. Тогда проблема разрешилась благодаря вмешательству губернатора Иркутской области.
Хотя в 2009 году до отключения горячей воды не дошло, а Евгений Кустос надеется, что не дойдёт и в 2010 году, проблема неплатежей стоит не менее остро. По данным главы администрации города, долг перед сбытовой компанией около 233 млн. рублей. «А в начале года долг составлял 220 млн. рублей, так что динамика очевидна», – констатировал Вадим Кузнецов. Но сокращать долг такими отчаянными мерами, как отключение горячей воды, энергетики всё же по прежнему считают крайней мерой. «Я вам ещё раз повторю: в этом году мы не ввели ограничений, и в ближайшее время никто этого не планирует. Да, законодательно такая мера воздействия предусмотрена, но мы всегда в переговорах стараемся найти такое решение, чтобы не страдали добросовестные потребители. А ведь их большинство», – подчеркнул начальник Усольского отделения ИЭСБК. Отказавшись от крайних мер, сбытовики решили пойти навстречу коммунальщикам и с 1 января предложили неплательщикам согласовать график погашения задолженности. Ответили на это только МУП «Сервисный центр», возвращающее долг по графику, и ООО «Энергосервис», которое сделать это не в состоянии. «Его директор на последней встрече полностью расписался в своём бессилии собрать с неплательщиков средства: у него, как оказалось, нет ни юридического, ни технического ресурса», – констатировал наш собеседник.
В запасе у Энергосбыта, впрочем, есть ещё одно средство – иск в суд. Вадим Кузнецов рассказал, что практически со всеми управляющими компаниями города у ИЭСБК постоянно идут судебные разбирательства. «Судебные процессы ведутся по всем задолженностям практически со всеми управляющими компаниями – мы судились с «Вегой», «Первенцем», «Альтернативой», «Твой выбор – качество», – сказал он. – По ним есть решения в нашу пользу, есть и апелляции». При этом, подчеркнул Вадим Кузнецов, сбытовики готовы договариваться с управляющими компаниями и за рамками судебных разбирательств. В частности, Энергосбыт предложил коммунальщикам помощь своих юристов во взыскании долгов с жителей многоквартирных домов. А инспектора группы технического аудита помогают специалистам управляющих компаний при регулировке режима теплоснабжения тех домов, которые оснащены приборами учёта. «Мы готовы и дальше работать с ними, чтобы обеспечивать жителей качественной тепловой энергией, – заключил Вадим Кузнецов. – Но в то же время мы не будем допускать увеличения дебиторской задолженности, потому что наращивать её дальше некуда. В тех случаях, когда управляющие компании используют собранные за тепло деньги на другие цели или просто не способны организовать работу с жильцами, мы будем делать всё возможное для защиты интересов добросовестных потребителей от такого управления».
Квартплата под расчёт
Если говорить о проблеме неплатежей, нельзя не вспомнить один эпизод из недавней истории Усолья-Сибирского. В апреле 2008 года обнаружилось, что не все собранные управляющими компаниями средства поступают на счета ИЭСБК. Так, отдел по борьбе с экономическими преступлениями городского УВД установил, что деньги, которые платили за коммунальные услуги клиенты УК «Жилсервис», не поступали на счета «Иркутскэнерго» и МУП «Тепловодоканал». По данным ОБЭП ГУВД Усолья-Сибирского, только за январь 2008 года до ресурсоснабжающих организаций не дошло около 5 млн. рублей.
Поэтому нынешняя администрация города – её глава работает с декабря 2009 года – совместно с руководством Иркутской энергосбытовой компании решили создать единый расчётно-кассовый центр для сбора квартплаты. Как пояснил Вадим Кузнецов, он должен обеспечить прозрачность финансовых потоков, проходящих через управляющие компании. «Дело в том, что пока мы не имеем возможности увидеть, сколько они собирают, мы пользуемся только их данными, – сказал он. – В них управляющие компании указывают, что нет оплаты населением. Но мы не можем увидеть реальный процент собираемости. Хотя, конечно, и понимаем, что есть проблемная дебиторская задолженность, но она не так велика, как нам представляют компании».
Перечислять квартплату через расчётно-кассовый центр согласились семь управляющих компаний, отказалась только одна – ООО «УК Вега». Центр заработал 1 апреля. Как полагает Евгений Кустос, о результатах его работы пока говорить рано. «Прошло всего пять дней (разговор происходил 6 апреля. – «СЭ»), из них два выходных я выбрасываю, 1 апреля – день шуток и смеха – тоже в расчёт не берём», – заметил он. Однако уже сейчас можно сказать, что уровень оплаты коммунальных услуг не снизился.
Коммунальная чехарда
Евгений Кустос добавил, что одни только неплатежи населения не могли привести к той ситуации, из-за которой Усолье-Сибирское прогремело на всю Иркутскую область в 2008 году. Ещё 1 сентября 2006 года управляющие компании города не имели долгов перед сбытовиками. Однако 18 октября 2006 года глава администрации своим постановлением передал значительную часть жилого фонда города в управление МУП «Тепловодоканал». «Естественно, когда его передали организации, которая управлением жилфонда не занималась, она просто рухнула как предприятие», – сказал Евгений Кустос. В результате сейчас рассматривается дело о банкротстве «Тепловодоканала».
Ситуацию всё в том же 2008 году буквально своим решением спас тогда ещё директор департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи области Пётр Воронин (ныне – министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи области). Он передал жилой фонд обратно управляющим компаниям, по выражению Евгения Кустоса, «буквально проведя по карте города пальцем». С одной стороны, это решило проблему управления. Но с другой, работа управляющих компаний в какой-то мере стала нелегитимной – не все заключили договоры с жильцами, как это предписано Жилищным кодексом РФ. «Сейчас только одна компания – «Усолье Жилсервис» – узаконила каким-то образом отношения с жильцами, – заметил глава администрации Усолья-Сибирского. – А, например, «Твой выбор – качество», которой 300 домов досталось, узаконила только 15–20 из них, по остальным она управляющей компанией не является. То есть она управляет вроде бы жилфондом, имеет договоры с энергетиками на оплату поставленного тепла и электричества, собирает квартирную плату, но у неё нет пакета документов, необходимых по требованию Жилищного кодекса».
Лекарство от старости
Впрочем, существуют в ЖКХ Усолья-Сибирского не только уникальные для города проблемы, но и те, что характерны и для соседей. В частности, ветхий жилой фонд. «Это есть во всех старых городах, а мы младше Иркутска всего на восемь лет», – констатировал Евгений Кустос. Правда, при этом он признал, что масштабы данной проблемы в Усолье-Сибирском не столь велики, как в областном центре. Тем не менее около 100 домов (двухэтажные здания барачного типа и несколько четырёхэтажных из золошлакобетона) являются ветхими, а для переселения их жильцов требуется около 1 млрд. рублей.
Поэтому город стал одним из первых участвовать в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Первая заявка от Усолья-Сибирского была направлена в фонд ещё в 2007 году. А в 2010 году местные власти планируют подать уже четвёртую, расходы на переселение жильцов ветхих домов составят 27 млн. рублей. На эти деньги планируется построить один двухэтажный и один трёхэтажный дом. «Получается всего лишь несколько процентов от того, что нам нужно», – посетовал Евгений Кустос.
Энергетики распутывают сети
В то же время проблему износа сетей, с которой коммунальщики сталкиваются в «старых» городах, в Усолье-Сибирском удалось решить. Заслуга в этом принадлежит энергетикам, которые в 2006 году получили в пользование магистральные трубопроводы, а также арендовали внутриквартальные сети. «Приняли мы их в неудовлетворительном состоянии», – заметил Владимир Мацибаров. Износ трубопроводов, общая протяжённость которых 150 км, составлял на тот момент 80%. «За три года нам удалось привести их в порядок, так что к отопительному сезону 2009–2010 годов они приобрели более-менее приемлемый вид», – заметил директор ТЭЦ-11.
Всего за 2006–2009 годы энергетики реконструировали около 59,5 км сетей. А в 2010 году намерены заменить ещё 13,5 км, что предусмотрено в долгосрочной программе по улучшению теплового хозяйства и тепловых сетей Усолья-Сибирского. Общие затраты на ремонтные работы на сетях и ТЭЦ-11 в нынешнем году составят 430 млн. рублей (для сравнения: в прошлом году было выделено 460 млн. рублей). «Ремонтные планы приличные», – заметил Владимир Мацибаров. Только на ТЭЦ запланирован ремонт одной из турбин (Т-50-130) с увеличением её мощности, пяти котлов и т. д.
Состояние электрических сетей и перспективы их замены, между тем, выглядят не столь оптимистично. Их износ, как рассказал Евгений Кустос, составляет около 80%, вдобавок 65% трансформаторных под-
станций требуют либо увеличения мощности, либо замены. ГУЭП «Облкоммунэнерго», которое владеет линиями электропередачи, предусмотрело в своей инвестиционной программе на 2010 год чуть менее 15 млн. рублей для Усолья-Сибирского и Усольского района. «Мы всё же считаем, что этого мало для города, и будем настаивать на увеличении расходов», – заявил Евгений Кустос. По его словам, только для замены электрических сетей в Усолье-Сибирском требуется около 15–20 млн. рублей в год.
Дорожное решение
Оптимизм, правда, внушают планы по ремонту участка федеральной трассы М-53 «Байкал», который проходит через город. Любому, кто хоть раз проезжал транзитом через Усолье-Сибирское, каких-либо комментариев на сей счёт не требуется. Дорога длиной 12 километров для водителей уже давно стала тестом на внимательность, а для машин – испытанием на прочность. И вины местных властей, по большому счёту, здесь нет – в их ведении трасса находилась только до 2006 года. После того как были внесены изменения в Постановление Правительства РФ «О классификации автомобильных дорог в РФ», участок должен был перейти в федеральную собственность. Однако передача затянулась, и до середины 2009 года дорога формально никому не принадлежала, пока её всё-таки не передали федерации.
А в этом году ФГУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства» намерено отремонтировать все 12 км трассы. «До 1 октября мы её приведём в порядок, осветим полностью, бордюрный камень заменим», – сказал Евгений Кустос. Финансировать эти работы будет федеральный бюджет. А из казны Усолья-Сибирского местные власти планируют выделить ещё 11–12 млн. на капитальный ремонт дорожного полотна на прилегающих улицах. «Пока, правда, у нас заложено только 3 млн. 200 тыс. рублей, – признался Евгений Кустос. – Но будем либо изыскивать дополнительные средства, либо брать кредиты».