Байкальский детский форум
Чойгану Монгуш и Саину Кожапу понравился Иркутск, его улицы и музеи, понравился музей под открытым небом «Тальцы» с его зимними забавами, но больше всего они были поражены красотой Байкала и нерпами. Впрочем, гости из Тывы сами ошеломили иркутян и гостей Межрегионального Байкальского детского форума своим уникальным пением. Ребята из села Межегей владеют горловым пением. Но приехали они в столицу Приангарья, чтобы познакомиться с деятельностью, проектами детских общественных организаций в субъектах Сибирского федерального округа и поделиться своим опытом. Форум «Молодёжные инициативы в образовательной среде» проходил с 15 по 18 февраля в рамках VI форума «Образование Приангарья – 2010». Его организатором выступило министерство образования Иркутской области. Задачи форума – развитие гражданской позиции молодёжи, приобщение школьников к системе государственно-общественного управления образованием, поддержка детских инициатив.
На открытии Байкальского детского форума, которое состоялось на базе Иркутского Дворца детского и юношеского творчества, собрались около 200 человек. Участники форума приехали из Иркутской, Томской, Кемеровской областей, из Хакасии, республик Тыва, Бурятия.
– У ребят светлые, открытые лица: они хотят изменить жизнь к лучшему, прилагают для этого свои силы и интеллект, они рождают новые идеи, – делится впечатлениями от форума Анна Сандын, руководитель тывинской детской организации «Салган».
Умение креативно мыслить организаторы форума направили в нужное русло. За четыре дня – именно столько длился форум – ребята решили множество задач: не только провели презентации экспозиций о деятельности своих детских организаций, но и выступили на «круглых столах» с участием представителей исполнительной и законодательной власти Иркутской области, провели дискуссии и Байкальский фестиваль идей. Новые идеи в решении проблем молодёжи, выработанные на фестивале, вошли в «копилку», а потом, по мере возможности и целесообразности, будут воплощаться в жизнь. Ребят поделили на четыре группы и дали задание выдвинуть по две идеи.
– Мы выступаем за бесплатное высшее образование, – высказали своё мнение ребята из команды «жёлтых». – Только бесплатное образование откроет для всех ребят равные жизненные перспективы.
Также они предложили создать как можно больше детских общественных организаций, чтобы каждый смог найти для себя что-то интересное.
Что касается «розовых», они посчитали, что не обойтись без создания регионального телеканала для молодёжи, чтобы на нём можно было посмотреть учебные, воспитательные и развлекательные передачи, узнать новости. Главное – ведущими и корреспондентами должна выступать сама молодёжь. И ещё ребята удивили тем, что говорили о необходимости введения общественной цензуры на ТВ. Они считают, что молодёжи да и всем гражданам нелишне будет напомнить, что такое хорошо и что такое плохо.
Провести смену «Мы – единое целое» предложили «фиолетовые». Её смысл – улучшить отношения между учениками и учителями, детьми и родителями. Для этого нужно организовать психологические тренинги для учеников и учителей и дать возможность ученикам поменяться школами, родителям предложить недельку поделать домашние задания. И всем вместе провести Неделю добрых дел. Эта смена поможет ученикам, их родителям и педагогам стать одной командой.
«Управляя собой, управляешь страной» – ещё одна идея «фиолетовых». Ребята предлагают провести обучающую смену «Управленец» в летнем лагере. В нём не только организовать спасательно-выживательные программы, но и провести ролевые, психологические игры, обучить ребят социальному проектированию и помочь в реализации созданных проектов. Ребята считают: «Всё в наших руках, поэтому не опускайте их!».
С ними согласны и «зелёные». Они уверены, что просто необходимо создание программы по подготовке кадров в области политики с целью обеспечения взаимодействия молодёжи и органов власти. Вторая их идея – помочь молодым в профессиональном самоопределении. Необходимо информировать молодёжь о том, какие профессии сейчас востребованы в обществе, на какие места есть вакансии, в ком нуждается страна, – так считают школьники.
Первый Байкальский детский форум завершился. Участники и их кураторы получили из рук организаторов памятные призы и сертификаты. Был дал старт новым идеям. Семён Ромашов из Хакасии убеждён, что когда он приедет домой, всё, что было увидено и услышано, непременно пойдёт в дело. Может быть, какие-то идеи будут изменены, какие-то дополнены. Главное, что разбужена фантазия и проложены коммуникационные связи между школами, детскими организациями разных регионов. С ним согласна и председатель Иркутского областного детского парламента: «Обмен опытом и результаты ученического самоуправления позволят усовершенствовать систему образования».