«Помедли, время, погоди…»
Лейтмотив поэзии Анатолия Собенникова – движение времени. В этой связи название сборника «Помедли, время» выбрано точно и символично. В книге осмысляется близкое прошлое, из которого смутно проступают силуэты наших отцов, дедов, – и необозримая, абстрактная вечность.
В стихах Собенникова постоянны попытки уловить бег минут, показать красоту и круговорот времени, связать время и пространство. Иногда кажется, что автор «заговаривает» безвозвратность человеческого пути повторениями: «Покажется – остановилось время…», «И снова время, как лохань пустая, / наполнилось сверкающим дождём», «Значит, время пришло – дописать страницу, / А потом стать облаком и тишиной»… Заглядывание в небытие, будь то ушедшее детство или приходящая неизвестность, звучит в этой поэзии не устрашающе, а ностальгически. Автор не опровергает, как нынче модно, традиции русской поэзии, а продолжает их. Он сам – воспитанник предыдущих веков, в некотором смысле раритет, антикварная редкость.
Элегические интонации, философичность и светлая грусть его лирики обращаются именно к русскому сознанию. Анатолий Собенников стремится вернуть нас к чувству, пронизывающему каждого среди суетной повседневности; взвешивает на поэтических весах значимость прожитой минуты, дня, года.
В лирике этого автора дорога верность собственному «я». Где бы ни находился лирический герой: в Париже, в Таволге, в Ялте или на сибирской пустоши, – он остаётся собеседником, близким автору по духу. Это редкие для нашего сумасшедшего времени стихи, подхватывающие затерянные инструменты «тихой» лирики. Не случайно книга долго вырастала вместе с взрослением автора, стала частью его зрелости, укоренения в жизни. Слышна мелодика гитары Рубцова, а издалека звучит, приходит на память блоковская русская тема. Эти стихотворения именно звучат. Их автор тонко чувствует гармонию аллитерации, владеет слогом и напевной интонацией байкальского простора: «Всё весть из дивных уст», «смугла игла, кругла пластинка», «осеннее небо слоится»… Стихотворения произносятся протяжно и по-русски мелодично. Может быть, поэтому (потому что все мы – русские люди) лирика Анатолия Собенникова кажется обращением к дорогим поэтам, перекличкой, на которую отвечает пусть не голос ушедшего поэта, но общекультурное эхо («не пылит в одночасье дорога…»).
Автор лишён наносных страхов: боязни самопрезентации, откровенности, страха повториться. Его поэтическое мировоззрение не новаторское, не крикливое, но устойчивое и архетипичное. Образ бога-Отца, библейские аллюзии, растворённые в жизни, символика дорог, ветров, колодцев – всё это делает мир поэзии Анатолия Собенникова понятным и универсальным.