День расплаты
С 1 апреля больше половины платёжных терминалов в Иркутске оказались вне закона
«Внизу чека теперь обязательно должна быть сумма оплаты, криптокод, ИНН получателя», – объясняют в центре технического обслуживания контрольно-кассовой техники. Эти несколько строчек в выписке платёжного терминала обойдутся сетям по 50–60 рублей в день за один автомат. Их в Иркутске насчитывается около тысячи. Впрочем, больше половины из них ещё не выполнили вступившие в силу требования закона и продолжают работать без фискальных устройств. Чем эти изменения обернутся для клиентов, привыкших «закидывать» в электронную кассу деньги за телефон, Интернет и «коммуналку», выясняла Екатерина Арбузова.
Федеральный закон, регламентирующий деятельность платёжных систем, вступил в силу с нового года. К 1 апреля владельцы терминалов должны были установить на автоматах фискальные устройства (приборы, печатающие чеки для плательщиков и учитывающие все операции для налоговых отчётов). В назначенный срок только на половине терминалов по всей стране – 75 тыс. автоматов – эти требования были выполнены. В Иркутской области показатель ещё ниже: всего 418 терминалов – около 20% от их общего числа в регионе (насчитывается приблизительно 1800 устройств для приёма платежей), рассказал главный государственный налоговый инспектор УФНС по Иркутской области Евгений Синьков. Основная часть автоматов, разумеется, приходится на Иркутск.
«Мы ещё не успели зарегистрировать терминалы в налоговой. Но проблематичной была сама установка устройств, которая обошлась дорого: 10–15 тыс. рублей на один терминал», – сообщили «Иркутскому репортёру» в ООО «Сибирский кедр», управляющем сетью «Уни-касса Иркутск». У сети 75 терминалов в Иркутске, по одному – в Ангарске и Шелехове. Итого 1,5 млн. рублей на подготовку оборудования. «Новый контрольно-кассовый аппарат стоит 25–40 тыс. рублей. Владельцы терминалов в основном дополняют существующие устройства, чтобы сэкономить почти половину суммы», – добавила иркутский представитель ООО «Региональный центр электронных платежей «Самоплат» Наталья Тарасенко. Её сеть владеет сотней терминалов в Иркутске, Братске и Усть-Илимске. К новым нормам они тоже пока не готовы: оборудование в дороге, регистрацию в налоговой даже не начинали. «До января ещё не было уверенности, что новый закон всё-таки вступит в силу, поэтому многие не успели к апрелю», – отметила она.
Понятно, что для владельцев сетей новые правила обернутся дополнительными затратами. По приблизительным подсчётам, «фискальник», электронная контрольная лента защищённая, техническое обслуживание терминалов будут стоить 50–60 рублей в день за один автомат. Клиентов тоже ждут изменения. «Внизу будет указана сумма оплаты, криптокод, ИНН получателя. Вверху – комиссия с платежа. Раньше далеко не все агенты указывали размер суммы, которую клиент отдаёт за их услуги», – рассказал руководитель отдела сопровождения компании «Сиброн» Денис Дудинов. По словам Синькова, единый порядок оформления кассового чека сделает процесс оплаты услуг через электронный терминал более прозрачным. Более того, новый чек, в отличие от старого, будет иметь юридическую силу. Раньше, если деньги не прошли по терминалу, клиент дальше агента пойти не мог. Обычно управляющие терминалами самостоятельно разбирались с причинами сбоя. Теперь любой, кто решит оплатить услуги через терминал, заключает сделку с агентом и получает соответствующий чек.
За эти бонусы заплатит сам клиент. Платёжные агенты собираются «отбить» затраты за счёт пользователей систем. Многие из них и раньше взимали существенную комиссию в размере 7–9% от суммы оплаты. Теперь некоторые владельцы терминалов уже подняли комиссию до 10%, отметила Наталья Тарасенко. Переложить на плечи клиента агенты могут и штрафы, которые грозят им с 1 апреля за неисполнение закона. По словам Синькова, для юридических лиц административная ответственность может обернуться 30–40 тыс. рублей, для физических штраф в десять раз меньше. Впрочем, проводить повальные внеплановые проверки терминалов в налоговой пока не намерены.