издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Где эта улица, где этот дом?..

  • Автор: Б.А. ПРЕЛОВСКАЯ

Заняться поисками хоть каких-то знаков увековечения в нашем городе памяти Героя Советского Союза Михаила Александровича Андреева заставило письмо председателя Московского совета ветеранов войны 56-й армии М.И. Шахраманова в адрес военного комиссариата области. Письмо написано от имени и по поручению ветеранов 32-й гвардейской Таманской стрелковой дивизии и 56-й армии, в которых воевал наш земляк. «К нашему сожалению, – пишет М.И. Шахраманов, – после смерти имя М.А. Андреева на его родине в Усть-Куте и в Иркутске не увековечено». И предлагает его именем назвать в этих городах или улицы, или школы, или площади, повесить мемориальную доску на доме, где он жил, установить патронат над могилой.

Первая реакция на письмо – чувство неловкости: не может быть такого, чтобы ветераны из Москвы больше иркутян были озабочены сохранением памяти о наших героических земляках. Несколько телефонных звонков – и картина проясняется. Есть мемориальная доска на доме 73 по улице 4-й Железнодорожной, где М.А. Андреев последние годы  перед  кончиной жил со своей семьёй. И могила на Радищевском кладбище и памятник на ней в полном порядке. И имя его занесено в 12-й том областной Книги памяти. 

А из Усть-Кута, где родился и жил до призыва в армию Михаил Александрович, пришло сообщение, что в 2006 году на станции Лена был открыт памятник героям-землякам. На мемориальных плитах, установленных около него, нанесены имена Героев Советского Союза М.А. Андреева, И.Н. Антипина, А.И. Пестерева, П.Ф. Тюрнева. Их имена есть и на стендах в краеведческом музее и в музеях боевой славы в школах №№ 2, 5, 6.

Вот так – как будто всё в порядке и можно успокоить московских ветеранов, однополчан М.А. Андреева. Но так и остался без ответа вопрос из письма: почему в Иркутске нет улицы его имени?  Знают ли и сами жители города, сколько улиц носят имена героев Великой Отечественной войны? Попробуйте-ка назвать хоть несколько из них. На память приходят имена Пискунова, Белобородова, Богданова, Цукановой, Челнокова… Может быть потому, что в связи с юбилеем Победы они наиболее часто упоминаются в газетах и на телевидении. И может быть, вспомнятся ещё два-три имени. Про остальных и узнать негде. А городской музей боевой славы ещё только планируется открыть на улице Чайковского, там, где до недавнего времени размещался музей истории Иркутска. 

Потому самых любознательных отошлю к книге заведующей архивом службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Н.С. Пономарёвой «Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники», вышедшей в 2008 году. Этот хорошо иллюстрированный каталог – просто кладезь сведений обо всём, что связано в нашем городе с увековечением памяти о Великой Отечественной войне, её участниках и других исторических событиях. В нём есть полный список улиц с именами Героев Советского Союза. Их, оказывается, в городе 42. Но только половина из них названа именами наших земляков.

Много это или мало – не нам судить. Как и не нам сегодня судить, почему в городе есть улицы имени наших земляков Героев Советского Союза Петра Дмитриевича Егорова, Василия  Петровича Лызина, Бориса Андреевича Пискунова, Владимира Михайловича Безбокова, но улицы имени Михаила Александровича Андреева нет. А ведь все они были верными друзьями и товарищами в послевоенные годы. И что ответить его вдове, которая, проводив всех их в последний путь, так и не может смириться с тем, что судьба лишила её Мишеньку такой же, как у его друзей, награды на родной земле – улицы его имени.

Михаил Александрович отдал военным делам без малого десять лет. В 1936 году был призван в армию, а в 37-м уже воевал с японцами у озера Хасан. Окончив курсы младших лейтенантов ЗабВО, с июня 1942 года воевал в составе Волховского, Ленинградского, 3-го Белорусского фронтов, участвовал в освобождении Севастополя и Крыма. Был четырежды ранен. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и другими. Это только штрихи его военной биографии. А свой главный, отмеченный Звездой Героя бой он принял на Земландском полуострове в апреле 1945 года. Этот бой подробно описан в знаменитой книге «Золотые Звёзды иркутян» историка И.И. Кузнецова и в книге «32-я гвардейская» Н.К. Закуренкова.   

За инициативу, отвагу и храбрость, проявленные в этом бою, дважды раненный, но не покинувший поле боя гвардии капитан М.А. Андреев был представлен к званию Героя Советского Союза. Указ был подписан 29 июня 1945 года. А за пять дней до этого он шагал по Красной площади на Параде Победы.

Вся оставшаяся, но уже мирная жизнь Михаила Александровича прошла в Иркутске. О ней весело, с забавными подробностями рассказывает его вдова Ольга Семёновна, то и дело приговаривая: «Ах, как мы хорошо с Мишенькой жили!».

Мы сидим с ней в маленькой  двухкомнатной квартирке панельного дома на 4-й Железнодорожной. Вокруг вещи, которые покупал ещё сам Мишенька. На столе – груда фотографий, Почётных грамот, наградных листов. Ольга Семёновна многие материалы и документы уже переслала в Москву, в музей 32-й дивизии, где есть отдел, посвящённый Михаилу Александровичу, и откуда она постоянно получает письма поддержки и поздравления. А вот с его орденской книжкой с золотым тиснением «Герой Советского Союза» и его трудовой книжкой пока не может расстаться. В ней первая запись в 1946 году: принят на работу заместителем управляющего Иркутского отделения «Союзрыбпромконторы», через несколько лет – начальником снабжения типографии № 1 «Облполиграфиздата». И самая последняя – там же, за год до смерти: стрелок первого класса ВОХР. Война и тут напомнила о себе. 

Мы пьём с хозяйкой чай на маленькой кухне. И на нас с выцветших фотографий военного времени с улыбкой смотрит Михаил Александрович. А Ольга Семёновна, волнуясь до слёз, с обидой и горечью рассказывает, сколько за последние годы обходила и обзвонила разных ин-

станций, чтобы напомнить о муже-герое, что и сколько раз ей обещали, но так и не выполнили. «Умру я, и никто больше не вспомнит о Мишеньке!». И мы говорим о том, что, если в наше время так хлопотно и затратно переименовывать улицы, то именами пока ещё не совсем забытых героев войны можно было бы назвать новые скверы и площади, которые появятся при реконструкции Иркутска к его юбилею. Или улицы микрорайонов-новостроек, или лицеи, гимназии, училища, школьные музеи. И надо торопиться, потому что уходят из жизни не только герои войны, но и те, кто рядом с ними воевал и работал. Истончается связь времён и поколений. Что останется потомкам?

Расстаёмся мы с Ольгой Семёновной совсем по-дружески. Но напоследок она говорит тихонько: «И всё-таки я мечтаю пройти по улице имени моего Мишеньки!».

Что ответить вдове героя?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры