Самообразование без перерыва
В последние годы проблема хорошего образования приобрела особую остроту. Родители стали внимательнее относиться к выбору учебного заведения для своего ребёнка, потому что их интересует качество получаемого образования. В Иркутской области качество образования проверяет служба по контролю и надзору в сфере образования. Специалисты отдела контроля качества образования проводят мониторинг, иначе говоря, специально организованное, непрерывное и целенаправленное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса в Приангарье. По словам Александра Костина, начальника службы, анализ собранной в результате проверки информации, как правило, становится поводом к своевременному принятию адекватных управленческих решений и педагогическому прогнозированию. Сегодня Александр Костин отвечает на вопросы нашего корреспондента.
– Каковы итоги мониторинга качества образования, который проводился в регионе?
– Среди школьников 2-х классов определялся уровень развития общеучебных умений и навыков. Итог – 77,2% обучающихся выполнили задания на высоком уровне, хотя есть и пробелы: у каждого пятого второклассника не сформированы базовые умения в предметной области «естествознание». Мониторинг по математике и русскому языку среди обучающихся 4-х, 5-х классов показал, что 59% пятиклассников достигли уровня обязательной математической подготовки и 83% освоили предметное содержание курса по русскому языку. Учеников 6-х, 7-х, 8-х классов тестировали на знание предметов естественно-научного цикла. Также был проведён итоговый контроль качества подготовки обучающихся по результатам ЕГЭ и государственной итоговой аттестации среди всех учащихся учреждений начального профессионального образования, находящихся на территории Иркутской области. Всего в тестировании приняли участие 5380 учащихся, что составляет 70,3% от общего количества.
Анализ протоколов результатов тестирования показал, что в целом уровень знаний по общеобразовательным предметам учащихся первого курса находится на достаточном уровне. При этом успеваемость составила 82,8%, а качество знаний – 34,2%. Оценка этого теста содержала одни и те же критерии, таким образом, все ученики и все образовательные учреждения поставлены в равные условия.
– Можно ли более детально ознакомиться с итогами контроля качества?
– Полное представление о полученных результатах мониторинга все заинтересованные стороны – родители, ученики и педагоги – могут получить на сайте службы по контролю и надзору, а также в журнале «Вестник службы». Директора школ имеют по экземпляру отчёта. Хотелось бы подчеркнуть, что наш отдел не имеет карательной функции, и мы считаем, что результаты, полученные в ходе мониторинга контроля качества, не должны стать неким орудием в руках руководителей образовательных учреждений. Директор образовательного учреждения должен держать руку на пульсе: его задача – выяснить причины несоответствия в управлении педагогическим коллективом, в организации образовательного процесса и выработать рекомендации по внесению необходимых корректив в образовательный процесс. Полученные показатели не могут дать однозначную оценку работы педагога: один плохой, другой хороший. Просто для педагогов общеобразовательных школ и НПО высветятся те пробелы, на которые они должны обратить особое внимание, чтобы вовремя среагировать и скорректировать программный материал. Учитель в рамках своей профессиональной деятельности обязан обеспечить ученику качественное полноценное образование в соответствии с его возможностями.
– Какими должны быть шаги к исправлению ситуации?
– Школа является стратегическим предприятием, а директор выступает как менеджер, готовый принимать антикризисные меры и управлять несоответствиями на основе анализа. Сегодня готовить педагогов к новым условиям независимой оценки нужно на другом профессиональном уровне, через разные системы повышения квалификации: институты повышения квалификации, дистанционные курсы, наставничество более опытных педагогов и сопровождение учителя и т.д. Это работа районных и школьных методических объединений. Мы считаем, что на сегодняшний день результаты ЕГЭ – это не показатель качества образования, а уровень усвоения той или иной программы, по которой учился ребёнок. И нужно вникнуть, понять причину, по которой ученики не смогли сдать ЕГЭ. Может быть, дело не в учителе, а в том, что ребёнку было неправильно подобрано образовательное учреждение, методический комплект? Может быть, структура распределения материала была нерационально использована или багаж пробелов в знаниях педагоги не сумели своевременно исключить или сократить в объёмах?
– Правы ли те родители, которые готовят детей к сдаче ЕГЭ, нанимая репетитора?
– Убеждён, что очень важно избежать элементарного натаскивания выпускников. Родитель должен помнить, что есть такие понятия, как образованность, культура… Ребёнок должен в полном объёме усваивать программу, а не только предметы, по которым сдают ЕГЭ.
Надо признать, что система работы школы с родителями сейчас ослабла. Следующий шаг в действиях нашей службы – содействие самообразованию родителей. Они должны понимать, что стоит за двойкой или тройкой по алгебре… Нужно, чтобы родители осознали: необходимо прилагать усилия для того, чтобы их собственный ребёнок осваивал учебные программы системно и продуктивно.
Беседовала Ирина ЗВЕРЕВА, для «Восточно-Сибирской правды»