Чувства? Нет, страсти
Человеку свойственны возвышенные чувства и в сегодняшнем суетном мире. Cлушатели первого симфонического вечера, украсившего фестиваль «Музыка без границ», уверились в этом абсолютно.
Как мы уже сообщали, Иркутская филармония начала проект, преследуя цели настолько же демократичные, насколько изысканные. Почитателям любых музыкальных жанров предоставляется возможность посетить именно тот концерт, который доставит им удовольствие, – от классики до фолка. И слушателю требовательному, ищущему в афише настоящие музыкальные сенсации, есть чем себя побаловать. Судите сами: открылся фестиваль программой «Оперные шедевры Рихарда Вагнера».
Вагнер в концертном исполнении для российского слушателя остаётся тем плодом, который ещё недавно был запретным. Но не только поэтому имя Вагнера так притягательно. Его музыкальные истории, его полные красок, набросанных мощными музыкальными мазками картины жизни Героев и Богов сегодня – как лекарство от будничной замороченности и безразличия сердец.
Хотя герои опер Вагнера погибают и смерть витает над сценой, нет более мощной в своей жизнеутверждающей силе музыки. Он размышляет о вечности жизни, пересказывая мифы с той же страстностью, с какой человек, пытаясь проникнуть в тайну мироздания, впервые произнёс имя Бога.
Главный дирижёр симфонического оркестра Илмар Лапиныш построил программу таким образом, что у слушателя создавалась иллюзия продолжительности и большей полноты общения с музыкой Вагнера, чем возможно в один филармонический вечер. Открылась программа вступлением к опере «Лоэнгрин», затем последовали сцена смерти Изольды («Тристан и Изольда») и полное безысходного трагизма прощание Вотана из «Валькирии». Слушатели вошли в волшебный мир мифологии Вагнера в романтической интонации истории Лоэнгрина. В то же время прибавление голосов, инструментов, нарастание динамики не только заставляло откликаться сердце, но и подстёгивало мысль. Не случайно считается, что в возвышенном и поэтичном повествовании о судьбе Лоэнгрина композитор воплотил размышления о пути художника в мире.
Ария Изольды была исполнена лауреатом Международного конкурса «Янтарный соловей» Далей Кужмар-ските (Литва). Вагнер любил «Тристана» и называл его памятником глубочайшей неразделённой любви, что объясняется биографическими мотивами. Любовный напиток для вагнеровских героев превращается в яд – это трагедия любви, жаждущей царства ночи. Трагический накал чувств героини Кужмарските, обладающая сильным сопрано, раскрыла в сдержанной манере, что усилило впечатление, и залу передалось огромное напряжение.
Оперные номера, кажется, были выбраны Илмаром Лапинышем для того, чтобы сидящие в зале лучше могли представить сложную и могучую фигуру Вагнера-философа. Высшей формой искусства композитор почитал музыкальную драму – единство слова и звука. Он полагал, что за Прекрасным должен последовать мир, естественным образом совершенствуя взаимоотношения людей. А исполнение во втором отделении вечера монолога Ханса Сакса из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», сюжет которой построен на поэтическом состязании во имя любви, убеждает в том, что главный дирижёр поделился с нами и собственными размышлениями о судьбе художника в начале новой эры урбанистического диктата. Кстати, Вагнер почти два века назад противопоставлял всеобщей унификации, которая стала мечтой и эдемом европейского общества, поиски путей восхождения духа посредством искусства и обретения свободы.
А завершил этот наполненный глубокими, увлекательными переживаниями вечер финал оперы «Гибель Богов». Мощный трагизм, мрачный колорит, соответствующий картине конца мира, но как луч надежды на иное, светлое будущее звучит тема героя.
В последнее время замечательной традицией симфонических вечеров стало обращение главного дирижёра к публике с кратким просветительским словом, напечатанным в программке. На этот раз своё обращение Илмар Лапиныш завершил словами: «Думаю, мы будем единодушны в сегодняшний вечер, и музыка Вагнера поднимет нас на своих крыльях и унесёт в неведомые прекрасные дали. Высокие чувства и мысли, навеянные музыкой гения, превратят нас на время в исполинов духа… Слушая Вагнера, мы сможем совершить свою исповедь. Музыке».
К этим словам маэстро можно добавить только незначительное дополнение. Лапиныш родился в Риге, где Вагнер прожил два года, работая дирижёром. Кроме вагнеровского зала, в Риге сохранились воспоминания о строгости будущего автора «Нибелунгов»: он требовал от оркестрантов, чтобы те играли «immer frisch!» (всегда свежо). Именно так – свежо, ярко, страстно – звучал в этот вечер губернаторский симфонический оркестр Иркутской филармонии.