издательская группа
Восточно-Сибирская правда

История в деталях

Что иркутские архивы хранят в своих «недрах»

Нынешний год оказался на редкость богатым на юбилеи для работников архивного агентства Иркутской области. Если брать за точку отсчёта ленинский указ от 1 июня 1918 года о создании государственной архивной службы России, то иркутские архивисты в этом году отпразднуют свой 90-летний юбилей – с момента создания государственной архивной службы Иркутской области. 10 марта (по новому стилю) отмечалось утверждение в 1720 г. Петром I «Генерального регламента», которым учреждались государевы архивы. Мало того, в этом году исполняется 90 лет с момента создания двух госархивов в нашем регионе. И поэтому появился хороший повод поговорить о том, что сегодня представляет собой архивная служба Иркутской области, с её руководителем Сергеем Овчинниковым.

– Сергей Геннадьевич, сколько государственных архивов сегодня входит в вашу «епархию»?

– Три областных государственных учреждения. Прежде всего, Государственный архив Иркутской области, который ещё называют историческим, и Государственный архив новейшей истории Иркутской области, который иркутяне знают как «партархив». Именно они отмечают юбилеи в этом году. Кроме двух вышеназванных, есть ещё Государственный архив документов по личному составу Иркутской области. Он осуществляет хранение документов, имеющих отношение к трудовому стажу и заработной плате. Для жителей области это, конечно, самый востребованный архив. Если человеку нужна справка о трудовом стаже и тому подобные документы, конечно, он идёт к нам. 

Несмотря на то что наш архив очень молодой – ему всего 10 лет, – в Сибирском федеральном округе он самый старший, потому что Иркутская область оказалась первым си-бирским регионом, решившимся на этот шаг. Теперь такие архивы есть почти везде в Сибири, и создавались они с учётом нашего опыта. У истоков нашего архива стояли три человека. Прежде всего, это моя предшественница на посту руководителя архивного агентства Надежда Константиновна Шестакова. Её поддержала Людмила Михайловна Берлина, занимавшая в то время должность руководителя аппарата губернатора. Именно они смогли убедить тогдашнего губернатора Бориса Говорина подписать распоряжение о создании архива. 

– А какие функции исполняют архивы сегодня?

– Прежде всего, хранение архивных документов в трёх государственных и 43 муниципальных архивах. Вы можете представить объёмы – более трёх миллионов дел! Только суммарная длина стеллажей почти 52 километра. Плюс жёсткие требования к температурному режиму и влажности. Так что у нас достаточно обширное хозяйство. И эту колоссальную работу ведут всего 257 архивистов по всей области.

Муниципальные документы занимают небольшую часть в общей массе документов. Кроме них, муниципальные архивы хранят документы государственных предприятий, исполняя государственные полномочия. За это государство выделяет средства органам местного самоуправления в соответствии с законом Иркутской области. За счёт этих средств удаётся значительно улучшить материальную базу муниципальных архивов. Но всё же очень и очень многое в архивном деле зависит от мэров. 

Вторая наша функция – комплектование архивных фондов. Предприятия, учреждения, органы власти в определённый срок должны передавать документы в архивы (около 70 тысяч дел ежегодно). Особая проблема – ликвидированные предприятия, документы которых в обязательном порядке должны поступать в архивы в обработанном виде. К сожалению, это требование закона не всегда выполняется.

Ещё одна наша функция – использование документов. Документы нужны историкам, предприятиям, городам и районам, желающим узнать свою историю. Но львиная доля всех обращений – это социальные запросы, то есть запросы граждан, которым нужны сведения об их трудовом стаже, родственных отношениях, имуществе и другая архивная информация. Только в 2009 году архивными учреждениями области исполнено более 136 тысяч запросов организаций и граждан.

Госархивы ведут большую научно-исследовательскую работу по выявлению документов и публикуют сборники документов. Самым свежим станет издание книги о Великой Отечественной войне к юбилею Победы. Мы издаём справочники и путеводители по фондам государственных и муниципальных архивов.

Интерес к иркутским архивам очень велик. В Сибири нет более крупного и богатого архива, чем Государственный архив Иркутской области, потому что он хранит документы канцелярии генерал-губернатора с середины 17 века. Представьте себе, какова география этих документов. Они охватывают всю Сибирь, Дальний Восток и Русскую Америку. 

Но документы уже достаточно старые, архивом было многое пережито, особенно в ХХ веке. Поэтому их состояние оставляет желать лучшего. 

– Наверное, их просто нельзя брать в руки?

– В руки взять их ещё можно, но иногда это опасно и для документа, и для человека. Люди, которые с ними работают, вынуждены соблюдать определённые санитарные правила. Обязательно нужно быть в перчатках и в маске. Многие документы мы не можем выдать исследователям, потому что бумага поражена грибком. Их нужно лечить. Мы делали анализы и сегодня знаем, какие виды грибков присутствуют. Есть рекомендации по лечению, но либо это очень дорого, либо пока нет условий, которые позволяли бы это лечение осуществить. Самые безотлагательные меры приняты. Но нужно сделать ещё очень многое. Это, конечно, большая проблема для нас. 

– Сергей Геннадьевич, архивисты отмечают в этом году два профессиональных праздника. Почему? Ведь совершенно ясно, что архивы существовали и до ленинского указа. 

– Конечно, существовали. И не только существовали, но и содержали богатейшие архивные фонды в таком порядке, о каком и сегодня в некоторых архивах можно только мечтать, несмотря на современные технические средства. Документы канцелярии генерал-губернатора – яркое тому свидетельство. 

Но наступил тяжелейший для России ХХ век, началась революция, затем гражданская война. В Иркутске идут уличные бои, резиденция генерал-губернатора обстреливается. Тут уж не до «бумажек». Время было такое, когда невольно, а иногда и сознательно уничтожалось всё, что было связано с прошлым. Но специалисты понимали ценность архивов и думали о будущем, поэтому часть документов энтузиасты спрятали в малоприспособленных помещениях, например в церковных подвалах. Я уж не говорю о том, что ведомственные архивы зачастую просто погибали. Документами топили печи, их гноили в подвалах. Эта вакханалия продолжалась до 1920 года, когда было принято решение о создании, точнее было бы сказать, о воссоздании архивов. На самом деле нужно памятник поставить тем людям, которые опомнились и догадались в 20-е годы прошлого века сохранить архивы. Потому я предложил бы сторонникам той или другой даты отмечать их обе – и день рождения архивов в 1720 году, и день их возрождения ровно два века спустя. 

Отношение к архивам в обществе и у отдельных людей до сих пор неоднозначное. Прискорбно, но мы и сегодня ещё сталкиваемся с фактами вандализма, как в начале ХХ века. В основном это проявляется при ликвидации предприятий. Собственники зачастую не хотят утруждать себя передачей в архив документов и просто выбрасывают их. Трудно себе вообразить, где можно найти бухгалтерские документы, путевые листы водителей, трудовые книжки. Был просто вопиющий случай, с которым я сам столкнулся, хотя работаю в этой должности чуть больше полугода. Дело было в Слюдянском районе. Мы приехали туда познакомиться с архивом. Заведующая архивным отделом рассказала, что есть у них проблема: не могут добиться передачи документов от одного предприятия в Култуке, которое находится в стадии конкурсного управления. Речь шла об «Автовнештрансе», бывшем союзном предприятии, которое с 50-х годов прошлого века осуществляло автоперевозки в Монголию. Представьте себе, сколько работников через него прошло за десятки лет! 

Поехали в Култук, чтобы посмотреть, что происходит с документами. Предприятия как такового уже не существует, идёт распродажа имущества. Арбитражным судом назначен конкурсный управляющий. В заброшенном и разгромленном здании выбиты стёкла. Поднялись на второй этаж, а там в трёх комнатах пол просто усеян толстым слоем бумаг. Мы буквально ходили по трудовым книжкам и расчётным листам. 

Теперь сопоставьте эту ситуацию с недавним решением правительства Российской Федерации о валоризации пенсий. Особое значение приобретает советский стаж. Для пенсионера каждый рубль на счету, он ждёт эту прибавку. Прибавка правительством обещана. Но для того, чтобы в Пенсионном фонде произвели перерасчёт этой пенсии, человеку нужно представить справку о своём стаже на основании документов. А документов нет, они лежат здесь на полу. 

Мы стали принимать меры. Скажу, что районная администрация могла бы с самого начала вести себя жёстче. По закону отвечает за сохранность документации собственник предприятия. В данном случае – конкурсный управляющий. В первую очередь это его задача – обеспечить хранение документов, обработать их и передать в районный архив. Мы стали обращаться в арбитражный суд, в областную прокуратуру, инициировали обращения граждан в прокуратуру, потому что именно их права были ущемлены. Понадобилось личное вмешательство мэра района и прокуратуры, чтобы переломить эту ситуацию. Работники архивного агентства выехали в Култук и в тридцатиградусный мороз вместе с представителями районной администрации собирали эти документы. Сейчас они вывезены в приспособленное помещение. Началась их обработка, и появилась надежда, что бывшие работники «Автовнештранса» смогут получить справки, которые для них будут означать живые деньги, прибавки к пенсии. 

Так что архив становится тихим местом, когда там в порядке хранятся документы. Но для того, чтобы они туда попали, приходится иногда устраивать вот такие баталии. К счастью, не везде такая ситуация, есть много положительных примеров. Есть мэры, которые заботятся об архивах, понимая, насколько важны документы для людей. Но есть несколько проблемных территорий, называть которые я пока не хочу. 

– Иркутяне видели, как в 2006 году преобразился Государственный архив Иркутской области на улице Байкальской. Как дела с помещениями в других госархивах?

– Капитальный ремонт, завершившийся в 2006 году, очень серьёзно улучшил дела в Госархиве. Он не решил всех проблем, многое нужно было делать иначе, в том числе тщательнее контролировать качество ремонтных работ, но наш исторический архив и внешне, и внутренне изменился в лучшую сторону. Сегодня больше всего нас беспокоит нехватка площадей для хранения архивных документов по личному составу. Дополнительное помещение под архивохранилище выделено. Но пока это просто коробка без внутренней отделки. Стоимость ремонта и необходимого оборудования для хранения документов – 4,5 млн. рублей, которые мы не получили из-за кризиса в прошлом году и не получим в нынешнем. В результате мы рискуем потерять массу документов в ликвидированных организациях. Я назову только несколько стоящих на очереди организаций, которые должны в ближайшее время передать документы в связи с ликвидацией: «Иркутскслюда», Иркутский объединённый авиаотряд, тресты «Иркутскжилстрой» и «Иркутскпромстрой», завод 403 гражданской авиации и другие.

Кризис не мог не отразиться на финансировании архивов. Оно снизилось в госархивах на 25%, упала и заработная плата. Оклады в архивах и так очень невысокие, есть должности, на которых человек получает 6–8 тысяч рублей. Когда у тебя от такой зарплаты ещё и отнимают 600–800 рублей – можно волком выть. Это насущная проблема, и её надо решать безотлагательно! Государство должно исполнить обязательства перед людьми, которые выполняют важнейшую государственную задачу, работают в таких условиях и за такие зарплаты. И у нас есть положительный опыт даже в условиях кризиса. В 2009 году было объявлено о том, что финансирование госполномочий муниципальным архивам будет снижено на 25%. Людей в глубинке это известие просто повергло в уныние.  Но буквально в последние дни прошлого года, благодаря тому что руководство области сумело получить для региона большой транш федеральных средств, было принято решение поддержать муниципальные архивы за счёт исполнения госполномочий в полном объёме.

Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры