Этот несравненный Фаберже
Иркутский областной художественный музей – один из немногих в стране и единственный в Сибири, обладающий прекрасной коллекцией изделий, выполненных на знаменитой фирме Карла Фаберже. Собрание насчитывает 9 предметов, которые поступали в музей в течение всего XX века.
Настольное украшение «Подносик с попугаем» и «Игольник» работы
ведущего мастера фирмы, создателя пасхальных яиц, так прославивших имя
Фаберже, Михаила Перхина, а также чаша, выточенная из агата, поступили в
1928 году из Государственного Ленинградского музейного фонда,
созданного после революции, куда стекались все национализированные
произведения искусства. В 1938 году из коллекции иркутского врача Е.
Даукшо, ранее принадлежащей председателю Иркутской судебной палаты,
сенатору Николаю Петровичу Еракову, музею был передан хрустальный «Набор
винных сосудов», созданный на Императорском стеклянном заводе и
оправленный в серебро на фирме Фаберже. Набор был подарен Н. Еракову его
сослуживцами в 1901 году, когда он был председателем Красноярского
окружного суда, о чём свидетельствует гравированная надпись на одном из
сосудов (их всего пять). По приезде в Иркутск Николай Петрович занял
пост старшего председателя Судебной палаты, стал сенатором. Именно в
Иркутске им была собрана значительная часть его коллекции, включавшей
произведения европейского и восточного искусства. После революции 17-го
года Н. Еракова дважды арестовывали, а в 1923 году он был убит на улице
города. После его смерти коллекция, вернее, только её часть находилась в
основном у его дочери Софьи Николаевны и её мужа врача Е. Даукшо. В
1937 г. последний был арестован и коллекция была передана в Иркутский
художественный музей.
В 80-е годы XX века музеем были приобретены изделия фирмы Фаберже у
частных лиц. Так, например, «Пудреница» работы мастера Генриха
Вигстрема – у семьи известного иркутского коллекционера, профессора
медицины К. Сапожкова. Последнее приобретение в 1995 году – «Адресная
папка» – у иркутян, супругов Бланковых.
Многие фирмы в России на рубеже ХIХ-ХХ вв. славились своими золотыми и
серебряными изделиями, но одной из лучших русских ювелирных фирм,
пользовавшихся мировой известностью, была фирма Фаберже.
Отец Карла Фаберже Густав, выходец из Эстонии, обосновался в
Петербурге и открыл свою фирму в 1842 году. Петер Карл, будущий глава
предприятия, получил прекрасное образование, а ювелирному делу его
обучал партнёр и друг отца Петер Хиекиас Пендин. Несколько лет Карл
Фаберже совершенствовал своё мастерство в Германии, путешествовал по
Италии, Англии, изучал коллекции Лувра и Версаля.
В 1872 году Карл Фаберже возглавил фирму и открыл на Большой Морской в
Петербурге ювелирный магазин. В 1885 году Карл Фаберже получает звание
поставщика Высочайшего двора. В 1911-м становится придворным ювелиром. А
между этими датами – плодотворная работа, успех и награды. Его магазины
в Лондоне лично посещает королева Англии. Фирма открывает филиалы в
Москве, Киеве, Одессе, Лондоне.
[/dme:i]
Главным богатством фирмы были её дизайнеры, художники и ювелиры. Им
были свойственны историзм мышления, поиски нового стиля на основе
старинных технических и художественных приёмов ювелирного дела. Наиболее
знаменита мастерская, возглавляемая Михаилом Евлампиевичем Перхиным
(1860–1903). Крестьянин по происхождению, самоучка в ювелирном деле, он в
1886 году открывает в Петербурге собственную мастерскую, которая стала
обслуживать фирму Фаберже. Виртуозность и исключительная чистота
ювелирной техники – наиболее отличительные черты изделий Михаила
Перхина. Так, в настольном украшении «Подносик с попугаем» (1899–1903)
многообразие материалов: бирюзовый варисцит, рубины, белая эмаль,
матовая слоновая кость, золото и серебро; их цветовая выразительность
сочетается с высоким мастерством исполнения.
Фирма Фаберже превзошла все ювелирные фирмы разнообразием применяемых
цветных (поделочных) камней, интерес к которым пробудился вновь в конце
XIX века. Это были яшма, лазурит, сердолик, нефрит, агат, оникс, горный
хрусталь, родонит и др. Первое время изделия из камня делали уральские
камнерезы. Самым талантливым был Дербышев, выходец из Екатеринбурга.
Возможно, чаша из нашей коллекции из агата коричневого цвета с
разводами, похожими на солнечные блики, выполнена именно этим мастером.
Известно, что фирму Фаберже прославило изготовление пасхальных яиц с
сюрпризами. Лучшие из них создавались в мастерской Михаила Перхина. М.
Перхин умер в 1903 году, в расцвете творческих сил. Мастерскую Перхина
возглавил его ученик Генрих Вигстрем (1862–1930). Он вслед за учителем
широко использовал приём наложения прозрачной эмали на резной, так
называемый гильошированный фон. Изделия фирмы Фаберже поражают
многообразием узоров гильошировки, всякий раз создающих новый
декоративный эффект и особую игру света. На «Пудренице» иркутского
собрания (1908–1917) работы Генриха Вигстрема гладкая поверхность с
мерцающим муаровым узором под «устричной» эмалью служит великолепным
фоном для бриллиантовой монограммы и органично согласуется со сдержанным
блеском серебряной оправы.
Последнее приобретение музея – «Адресная папка» (конец XIX – начало
XX вв.) – служит иллюстрацией вышесказанному. Сочетание разных
материалов – матовой зелёной кожи, мерцающих на ней серебряных накладок в
стиле рококо, чистота шёлка – придаёт изделию изысканность и
элегантность.
Все эти произведения иркутяне воочию могут увидеть в экспозиции музея
и познакомиться с сокровищами национальной культуры, с высочайшими
достижениями русского ювелирного искусства.