Чего нельзя делать в священных местах
Власти и туроператоры решают, как сохранить «культуру от диких туристов»
В отсутствие серьёзных инвестиций в туристическую инфраструктуру профессиональные участники рынка и представители власти заговорили о сохранении культуры в условиях увеличения турпотока. Вопросом «Как защитить священные места от диких туристов, которые наперегонки поднимаются на квадроциклах на мыс Бурхан?» задались участники одного из «круглых столов» открывшейся во вторник выставки «Байкалтур». В качестве альтернативы было предложено привлекать к деятельности местных жителей, которые знают, чего нельзя делать в священных местах, и развивать познавательный туризм.
Выставка «Байкалтур», открывшаяся в Иркутске во вторник, началась с благотворительного чайного аукциона. В качестве лотов выставили коллекционные сорта чая, который доставил в областной центр зимний чайный караван, преодолевший расстояние 3,5 тыс. км. Он выдвинулся из Китая и прошёл через Улан-Батор, Кяхту и Улан-Удэ по маршруту, который активно использовался ещё в 17–19 веках между Европой и Азией, однако был забыт и открыт вновь только сто лет спустя.
Первый аукцион можно назвать пробным – было выставлено только семь лотов. Самым активным покупателем оказался глава компании, специализирующейся на нанесении дорожной разметки. За 17 тысяч рублей при стартовой цене 14 тысяч ему достался один из самых лучших чаёв Китая – «Семь сыновей». Своё название напиток получил потому, что выпускается большими и маленькими кучками из семи слоёв. Остальные три лота достались предпринимателю почти вдвое дешевле – всего за 8700 рублей. Другие лоты и вовсе не привлекли массового внимания обычных посетителей выставки, поэтому хозяевами коробочек с коллекционным чаем стали, в том числе, сотрудники администрации Иркутска. Впрочем, итоги первого аукциона можно назвать успешными – всего было собрано более 43 тысяч рублей, которые передадут дому-интернату № 3 для детей с ограниченными возможностями.
Руководитель департамента экономики Иркутска Наталья Сдобнова выразила надежду на то, что в будущем чайный аукцион станет ежегодным мероприятием. По её словам, возрождение Чайного пути – перспективный проект, который направлен на сохранение культуры народов. В дальнейшем планируется, что Великий чайный путь будет ежегодно проходить по странам Азии и России и дотянется до Санкт-Петербурга.
В ходе церемонии открытия выставки, которая проходит в регионе уже в 14-й раз, начальник управления туризма министерства экономического развития, науки и высшей школы Иркутской области Ирина Рютина выразила надежду на то, что нынешний туристический сезон будет лучше, чем предыдущий. Пока итоги 2009 года не разглашаются, но, по предварительным прогнозам, сделанным в середине сезона, иностранных туристов в регион может приехать 50 тысяч, в то время как в 2008 году эта цифра составила 56,5 тысячи. Внутренний туризм останется на прежнем уровне – порядка 480 тысяч туристов в 2008 году, или увеличится на 2–5%, предполагали эксперты. Профессиональные участники туррынка связывают свои оптимистичные ожидания с расширением географии гостей региона. Так, компания «Сибирь-Трэвэл» заявила о совместном проекте сотрудничества с Вьетнамом.
В свою очередь на увеличение турпотока из России рассчитывают и представители этой страны.
«Вьетнам хорошо известен туристам из центральной части России, однако иркутян к нам приезжает мало, – рассказал директор туристической компании из Вьетнама «Viet Nga Tourism Co» То Хонг Жанг. – Но в дальнейшем мы полагаем, что количество гостей из Сибири будет расти». Кстати, в нынешней выставке принимают участие представители 9 стран, в числе которых Франция, Китай, Корея, Япония, Швеция и Монголия, а общее количество участников приблизилось к 100.
«Сотрудничество между Иркутском и Верхней Савойей в сфере туризма развивается уже 10 лет на основании подписанного договора, – сообщил представитель ассоциации туризма Франции из Верхней Савойи Винсан Ролан. – Мы заинтересованы в том, чтобы оно продолжалось, ведь наши регионы похожи друг на друга». Господин Ролан напомнил, что нынешний год объявлен в России Годом Франции, а во Франции – Годом России, и пригласил жителей региона посетить горнолыжные курорты Верхней Савойи.
От вопросов международного сотрудничества участники выставки перешли к вопросам сохранения культуры местных сообществ в условиях развития туризма. Площадкой для обсуждения стал круглый стол «Традиционная культура коренных и местных сообществ Байкальского региона как туристский ресурс. Практика применения». В мероприятии приняли участие представители туркомпаний, правительства Иркутской области, администрации Усть-Ордынского округа, Ольхонского и Эхирит-Булагатского районов, а также представители Общественной организации верующих шаманистов «Сахилгаан».
Участники пришли к выводу, что сохранение культуры малочисленных народов и их священных мест при развитии туристического бизнеса мало регулируется законом. Речь идёт о нехватке соответствующих нормативных актов. Представители администрации Эхирит-Булагатского района даже выразили инициативу подготовить проект закона, который «защитит священные места от неорганизованного туризма».
Организация шаманистов призвала всех заинтересованных лиц заняться решением вопроса по недопущению на эти территории «диких туристов, которые наперегонки поднимаются на квадроциклах на мыс Бурхан».
Редактор журнала «Прибайкалье» путешественник Владимир Бережной заметил, что «туризм несёт не только деньги в бюджеты поселений, но и смерть культуре, и с этим необходимо бороться». «Запуск второго парома на Ольхон втрое увеличил посещаемость острова, а также втрое повысил риск осквернения священных мест и загрязнения», – считает путешественник. По его мнению, необходимо привлекать к туристическому бизнесу именно местных жителей, которые могут преподать туристу «неискажённые факты из истории шаманистской культуры, представить в верном свете священные места».
Участники «круглого стола» сошлись на том, что в регионе необходимо развивать познавательный туризм. Генеральный директор ООО «Абсолютная Сибирь» Алексей Никифоров предложил обратить внимание гостей на Тофаларию. Там предполагается создавать новые поселения местных жителей, которые будут посещать туристы, а коренные жители будут за это, в свою очередь, получать заработную плату. Участники туристического рынка отметили, что в условиях отсутствия серьёзных инвестиций в инфраструктуру всё большей популярностью пользуются малозатратные туры, например, «Семейный обед». Особым спросом он пользуется у иностранных туристов, которые готовы платить круглые суммы за приготовленные в настоящей русской печи борщ, котлеты, пирожки и блины.