Встали на колёса
Темпы автокредитования в Иркутске растут
Автодилеры в этом году не строят амбициозных планов. После того как рынок автопродаж сократился в прошлом году вдвое, ему будет непросто вернуться на прежние позиции, говорят они. Между тем быстрее рынка реализации машин в Иркутской области развивается автокредитование. Если в прошлом году в кредит покупали не более 15% машин, то к началу этого цифра увеличилась в два раза. А в некоторых салонах она достигает уже 90%.
В прошлом году объём рынка автокредитования в России сократился в четыре раз – до 5 млрд. рублей. Доля машин, продаваемых в кредит, в начале года составляла всего 10–15%. Это неудивительно: процентные ставки по займам на машины возросли в 2–2,5 раза – с 12–14% до 25–30%, а иногда и до 40%.
Некоторая либерализация условий кредитования началась только с середины 2009 года: стали снижаться суммы первоначального взноса, увеличились сроки, на которые банки готовы дать взаймы. Параллельно многие автопроизводители начали активно взаимодействовать с банками, пытаясь вернуть былой спрос. Вернуться к результатам 2008 года практически никому из банков в 2009 не удалось, однако доля автомобилей, продаваемых в кредит, к концу прошлого года составляла уже 30 – 35%, а по отдельным дилерам и маркам продажа возросла даже до 50%. В 2010 год банки зашли с намерением активно развивать автокредитование.
Назад в прошлое
То, что рынок автокредитования в Иркутской области снова набирает обороты, стало понятно примерно с октября прошлого года. После затишья в этом секторе одна за другой стали появляться новости о значительном снижении ставок и улучшении условий выдачи в тех организациях, которые не прекращали занимать на машины. Стали возобновлять практику автозаймов банки, закрывавшие эти программы. В целом все организации, выдающие кредиты на машины, заявили о намерениях возвращаться к докризисному уровню.
Сейчас интернет-портал «Банки Иркутска» предлагает 41 программу автокредитования (всего в регионе представлено 49 банков. – «Конкурент»). Региональные лидеры этого сектора – Байкальский банк Сбербанка России, Росбанк, ВТБ-24 и Альфа-Банк.
По оценке и.о. начальника отдела кредитования частных клиентов Иркутского городского отделения Сбербанка Татьяны Чувайловой, доля Байкальского банка на рынке автокредитования в Иркутске составляет около 40%. Если учесть, что за 2009 год городское отделение выдало 420 кредитов на машины на сумму порядка 230 млн. рублей, можно прикинуть, что общая ёмкость местного рынка займов на авто равна примерно 1 млрд. рублей с лишним. По информации заместителя начальника отдела по работе с частными клиентами Иркутского отделения Росбанка Сергея Епифанцева, всего около 30% автомобилей в Приангарье продаётся сейчас в кредит.
Банковские ставки на машины варьируются от 13,5% до 26% годовых в рублях и от 10% до 18% годовых в валюте. Они зависят от пробега автомобиля, суммы займа (до 6 млн. рублей – но больше миллиона, естественно, выдадут только под покупку иномарки), объёма первоначального взноса (уже есть банки, готовые кредитовать и без него), срока кредита (до пяти, а для постоянных клиентов некоторых банков – до семи лет), вида подтверждения дохода. Из дополнительных затрат, скорее всего, придётся раскошелиться на комиссию за выдачу займа – в среднем 4–5 тыс. рублей, и на страхование машины.
У каждого дилера обычно существует собственная программа кредитования или субсидирования клиентов и льготные программы на определённые марки машин. Дилеры дорогих марок могут позволить себе иметь даже собственные банки, выдающие займы на вполне конкурентоспособных с обычными кредитными организациями условиях. Около 20 банков Иркутска имеют договоры о сотрудничестве с автодилерами, которые дают их клиентам скидки или бонусы. «Такие договоры облегчают возможность получения кредита, процесс страхования машины и предполагают индивидуальную систему поощрения покупателей», – пояснила специалист кредитно-страхового отдела салона Ford Татьяна Горохова. Специалист по работе с клиентами компании Skoda Алексан-дра Ушева сообщила, что клиенты могут рассчитывать на скидку в 3% по таким договорам. Кроме того, многие банки предоставляют более комфортные условия для покупки машин зарубежного производства.
Иркутяне – за иномарки
Иркутские покупатели авто тоже предпочитают поддерживать иностранного производителя. Если в топе лидеров общероссийских продаж первые четыре строчки занимают автомобили марки LADA, а закрывают пятёрку машины Renault, то в Иркутской области ситуация выглядит иначе. По информации Татьяны Чувайловой, в 2009 году на первое место по продажам вышли авто марки Ford, «серебро» взяли Mitsubishi, следом пристроился ВАЗ, за ним Toyota. «Довольно закономерный результат: эти марки в Иркутске представлены достаточно давно, их бренды раскручены», – отметила эксперт.
Всего в областном центре сейчас более 20 официальных дилерских центров и автосалонов, представляющих три десятка марок с более чем двумя сотнями моделей и модификаций. Причём три из них появились в Иркутске только в прошлом году: салоны Hyundai, Peugeot и Suzuki.
Появление новых дилеров на региональном рынке автопродаж в кризисный год неудивительно: судя по статистике, покупатели-иркутяне переходят на новые машины. По словам экспертов, доля б/у в общем объёме продаж с прошлого года продолжает уменьшаться.
– В 2008 году мы очень продуктивно работали по подержанным автомобилям: по крайней мере, половина кредитов была выдана на машины с пробегом, – сообщил Сергей Епифанцев. – Но когда авторынок упал, грохнулась и барахолка: до 60–70% автосалонов, торгующих бэушными автомобилями, закрылось. И в прошлом году уже около 90% займов было выдано нами на новые авто.
По итогам 2009 года 87% займов, выданных Иркутским городским отделением Сбербанка, – это кредиты на новые автомобили. По словам Татьяны Чувайловой, эта тенденция продолжила развиваться и в нынешнем году.
Кто на новенького?
Любовь к новизне – с патриотическим уклоном – развивается и на государственном уровне. В этом году правительством РФ запущены две программы, призванные поддержать российский автопром.
С 8 марта начнётся эксперимент по выплате компенсаций за утилизацию старых автомобилей, который продлится до 1 ноября этого года. Им смогут воспользоваться все российские граждане, не менее одного года владеющие легковой машиной как отечественного, так и импортного производства, 1999 года выпуска и старше. Желающим поучаствовать в программе придётся оплатить до 3 тысяч рублей за утилизацию старого авто, после этого они получат возможность купить у дилеров, поддерживающих госэксперимент, новый автомобиль со скидкой в 50 тысяч рублей. Главное, чтобы он был собран в России. Минпромторг компенсирует дилерам эту скидку и стоимость доставки автомобиля до ближайшего утилизатора. По этой программе в текущем году может быть утилизировано 200 тысяч автомобилей.
2 марта на сайте министерства появилась официальная информация о дилерах, участвующих в программе. В Иркутской области их 14: это Chevrolet, Chevrolet NIVA, Nissan, Opel, Ssang Yong, Volvo, Ford, Skoda, Fiat, Renault, ISUZU, LADA, ГАЗ, УАЗ. Однако в перечне пунктов утилизации предприятий из Иркутской области пока нет. Ближайший к нам пункт находится в Томской области.
Сами дилеры пока не в большом восторге от этого эксперимента государства. «Сейчас зашевелились в связи утилизацией, завод обязал нас вести журнал заявок от клиентов, хотя для продавцов эта программа не совсем удобна, – признался маркетолог салона LADA в Иркутске Владимир Михайлов. – Скользкое место – компенсация дилерам от правительства: это будут не «живые» деньги, а сертификаты на их получение. Но специфика автобизнеса заключается в том, что сами дилеры большинство машин приобретают уже в кредит. То есть пока мы будем ждать выплат по сертификату, проценты по нашим займам будут расти. Дилеров это не очень-то устраивает».
Другой способ господдержки автопрома будет работать в России уже второй год и, возможно, поэтому вызывает у участников рынка больше энтузиазма. В феврале было подписано постановление о выделении 1 млрд. рублей на продление программы субсидирования автокредитов в 2010 году. «Эта программа, запущенная в прошлом году, буквально спасла рынок автокредитования, – сказала Татьяна Чувайлова. – И все кредитные организации и автодилеры возлагают на неё большие надежды».
Предполагается, что за счёт выделенных государством средств российскими гражданами за 2010 год будет приобретено в кредит под 9,33% годовых порядка 120–130 тысяч автомобилей, произведённых на территории РФ, стоимостью не более 600 тысяч рублей. По информации специалистов Байкальского банка, сейчас по этой программе проходит 35 марок автомобилей, но в Иркутске представлено только порядка 20, большая часть из которых машины российских производителей: LADA, ГАЗ, УАЗ. LADA лидирует и по продажам.
По словам Владимира Михайлова, госпрограмма за прошлый год успела стать конкурентом собственным программам производителей за счёт достаточной простоты условий участия в ней. По информации специалиста по продажам компании Ford в Иркутске Александра Тверитинова, по этой программе в прошлом году было продано до 90% машин модели Focus. А Александра Ушева заявила, что практически все машины, купленные в салоне Skoda в кредит, были субсидированы государством.
Однако на фоне других регионов видно, что государственная программа «не пошла» в Иркутске, говорят специалисты Байкальского банка. «Наша область – это клиент дальневосточных машин, которые пригоняются из Японии, – объяснили там. – Молодые люди из региона, воспитанные на этих автомобилях, когда начинают зарабатывать, лучше купят Toyota 2003 года выпуска, чем новый автомобиль, собранный в России. В нашем банке за прошлый год было выдано 75 кредитов, субсидированных государством. А, например, в Красноярском крае продажи по программе составляли до 500 машин в год».
Кредиты впрок
Как бы то ни было, банки в этом году настроены на увеличение объёмов автокредитования. В то время, когда дилеры утверждают, что «рынок автопродаж продолжает негативные тенденции 2009 года» и о серьёзных рывках в 2010-м не думают, в банках замечают положительную динамику кредитования и надеются на её дальнейший рост. «Январь хотя и считается достаточно сложным месяцем, удивил нас хорошими темпами кредитования – было выдано 19 автозаймов, – сообщила Татьяна Чувайлова. – Я полагаю, что за этот год мы вернёмся к уровню 2008 года, когда выдали 420 кредитов на машины». В Росбанке сообщили, что намерены увеличить объёмы кредитования на треть.
В автосалонах тоже говорят об увеличении доли машин, продаваемых в кредит. Генеральный директор Huyndai-центра в Иркутске Виталий Суворов отметил, что их клиенты снова перестали бояться занимать у банков. «В середине года в кредит у нас продавалось менее 10% машин, а сейчас уже 30–40%», – сказал он. По данным за весь прошлый год, в Skoda 43% покупок было сделано с помощью банковских средств. А в ноябре-декабре эта цифра составляла уже 85%. Менеджер по кредитованию и страхованию BMW Алёна Заболотская призналась, что доля продаваемых в кредит машин этого салона уже доросла до 90%. «Наши клиенты не хотят выдёргивать деньги из бизнеса, предпочитая занять их у банка, – сказала она. – Сейчас автокредит снова возвращается».