«Давайте без баррикад... Давайте работать!»
Депутат Думы Иркутска Олег Геевский неоднократно высказывал свою позицию по ряду актуальных вопросов городского развития. Сегодня он согласился помочь нашему журналисту Дмитрию Люстрицкому разобраться в ситуации, сложившейся в кампании по выборам мэра города.
– Олег Анатольевич, выборы как-то сказались на работе городской Думы?
– Конечно, есть искушение сказать, что, мол, мы, депутаты, работаем по своей повестке дня и до выборов нам нет никакого дела. Но чего уж тут кокетничать: да, работаем, но и за ходом избирательной кампании следим очень внимательно. Думе предстоит работать с избранным мэром, и очень хотелось бы, чтобы эта работа была конструктивной.
– Вы человек, в городской политике искушённый. Как там на баррикадах, на ваш взгляд? Кто побеждает?
– Во-первых, я не готов давать оценки. Поймите меня правильно, но это дело избирательной комиссии – резюмировать, кто побеждает, а кто нет. Да и то, наверное, после голосования 14 марта. Я же могу лишь поделиться некоторыми своими личными соображениями. Ну а во-вторых, считаю, что термин «баррикады» применительно к избирательному процессу неуместен – ни в каком контексте. На баррикадах делать абсолютно нечего, нам работать нужно.
Если же говорить о том, что сегодня происходит в городе в связи с выборами, то, на мой взгляд, изначально нам была предложена некая управленческая модель. Губернатор области, руководствуясь своим видением места Иркутска в качестве регионального центра, предложил один из вариантов его развития. В основу этого варианта положен проект 350-летия Иркутска как федерального события. Был создан представительный организационный комитет, предложен вполне осуществимый, хотя и очень жёсткий по срокам план реконструкции городского центра. И что очень важно, в этом проекте просматривается привлечение серьёзных инвестиций – как государственных, так и частных.
Нужно заметить, что львиная доля этих усилий предпринята именно по инициативе губернатора: идея, поиск финансирования, продвижение на федеральном уровне. Вполне логично, что ответственность за расходование этих средств перед инвестором тоже ляжет на его плечи. В то же время никто не снимал с губернатора ответственности за громадный регион. Есть задача? Есть и решение: под этот проект на городскую площадку нужен компетентный управленец, отвечающий ряду критериев. Человек с опытом работы, не связанный с местной средой, не зависящий от местных подрядчиков. Такой «государев человек».
Абсолютно нормальный проектный подход. В этой модели управления губернатор не подменяет градоначальника, но делегирует ему ряд полномочий по реализации своих долгосрочных планов. Вот вся, до копейки, интрига этих выборов.
– Получается, региональные власти как будто всё уже решили за нас?
– А никто ничего не решил, всё будем решать мы сами голосованием. Нам просто предложили один из сценариев развития событий. Теперь каждый будет определять для себя, насколько его этот сценарий устраивает.
Сразу скажу – меня устраивает, и вот почему. Относительно недавно иркутяне доверили нам, депутатам, представлять их интересы в городской Думе. Мы победили на выборах под лозунгом «Порядок и развитие». И разве с тех пор случилось что-то такое, что заставляет нас отказаться от этого лозунга?
Гарантом порядка и развития на территории выступает губернатор – представитель государства, предложенный президентом. Все согласны, что сегодня у нас губернатор – человек не случайный, хорошо знающий и регион, и проблемы областного центра. Мало того, он имеет своё интересное видение того, как надо решать традиционные иркутские проблемы, как приступить к реализации идеи большого городского обустройства, способного изменить не только лицо Иркутска, но и качество жизни здесь.
Мы на протяжении десятилетий загоняли себя в ловушку под названием «снести нельзя оставить», тем временем деревянные кварталы гнили и разваливались. Нам предложили вменяемую модель реставрации городского центра. Логика подсказывает, что надо мобилизоваться и сделать – создать людям комфортные условия для проживания, а в городской экономике сформировать мощный туристический кластер. Значит, нужно сконцентрироваться, добиться прорыва хотя бы на этом участке, решить проблему и потом идти дальше.
Губернатор для реализации этих идей ведёт планомерную работу по привлечению федеральных активов. Наконец, к нему нормально относится наше городское сообщество – в кои-то веки мы забыли об извечной войне амбиций между губернатором и мэром, городом и областью. Так что когда мы слышим тезис «Спасём город Иркутск», возникает вопрос: от кого? От губернатора? От действующей власти? А какие у нас есть основания для того, чтобы спасаться?
Тем не менее находятся люди, которые готовы отказаться от всех перспективных наработок, в общество вбрасывают идеологию «спасения Иркутска от олигархов». Мне непонятно, почему мы снова собираемся «разрушить до основания, а затем…». Зачем нам опять начинать всё с нуля, если за предыдущие годы сделаны определённые наработки, наметилась положительная динамика и существует ясный план дальнейших шагов? У нас сегодня есть возможность достичь вполне конкретных и серьёзных целей, и в этот самый момент нас призывают всё бросить и уйти на баррикады. Причём, кроме эмоций, за этими призывами нет ничего. Ни единого рубля инвестиций не просматривается. Напротив, мы много потеряем, если продемонстрируем недоверие губернатору и его планам. Мы получим в том числе снижение инвестиционной привлекательности территории, если сделаем ставку на перманентный политический конфликт.
– Ещё один громкий лозунг – это спасение от криминала. А вы, Олег Анатольевич, против того, чтобы спасти город от криминала?
– Давайте конкретизируем, от какого криминала нас собрались спасать. Вообще-то лучше всего спасает от криминала устойчивая экономическая ситуация в городе. Работает экономика, выше уровень жизни населения – ниже криминализация, спокойнее на улицах. Обеспеченный и занятый любимым делом человек не пойдёт грабить и убивать. И здесь нужно не кричать о засилье криминала, а работать. На мой взгляд, ситуация с уличной преступностью сегодня не выглядит какой-то особенной, я не вижу отрицательной динамики.
А если всех нас собрались спасать от организованной преступности, то не поздно ли? Этот лозунг был актуальным в 90-e годы прошлого века, а сейчас на дворе век 21, если кто не помнит. За последние годы правоохранительными органами проделана большая работа, её результатом стали несколько крупных судебных процессов как по Братску, Ангарску, другим городам региона, так и по Иркутску. Часть преступных группировок разобщена, часть, под давлением обстоятельств, отошла от криминала, легализовала свою деятельность.
Остаётся серьёзной проблема наркотиков, но и здесь нужны не просто возгласы, необходима системная и комплексная работа с привлечением органов власти всех уровней, с участием городского сообщества. Нужна консолидация усилий, а не противостояние одной части общества другой, одного уровня власти другим…
В борьбе с криминалом огромное значение имеет чёткое правовое регулирование в экономике, рост её реального сектора. Конечно, необходимо взаимодействовать с правоохранительными органами, необходима поддержка программ по борьбе с преступностью на муниципальном уровне. Но я, честное слово, не вижу повода кричать «караул». Поверьте, в Иркутске видали ситуацию с криминалом гораздо более тревожную, чем сегодня.
Уверен, что сегодня настало время не спасать и спасаться, сегодня время работать, созидать. Как можно созидать, если у тебя нет чёткого понимания, как это работает, нет управленческих навыков? Наконец, нет видения своего места в системе взаимоотношений с федеральным центром, с региональной властью?
Напомню, что Иркутск – это областной центр. Нет в областном центре движения вперёд, если в городе нет сцепки, связи между федеральным, региональным, муниципальным и частным секторами. Не покатится колесо, если у него выдернуть часть спиц, не будет гармонично развиваться областной центр, если из развития «удалить» хотя бы одну часть городского уклада. А я на сегодняшний день вижу, что за миссионерскими призывами к спасению Иркутска нет понимания логики развития города как сложного организма. Напротив, есть только шаблонное мышление и набор популистских клише.
Одно из таких клише – это лозунг о том, что исключительно мэр представляет интересы иркутян. Я, как депутат, абсолютно уверен, что представительство интересов горожан – это в первую очередь полномочия городской Думы. И только через запятую – городской администрации и мэра. Исполнительная власть в большей степени занимается реализацией, претворением этих интересов в жизнь. Формулирование этих интересов – это в первую очередь прерогатива Думы. Нам предоставлен для этого соответствующий инструментарий, мы опираемся на наказы избирателей, на ту работу, которую ведём на своих участках.
– А у депутатов городской Думы, по-вашему, есть понимание интересов городского сообщества?
– Конечно, есть. Когда журналисты хотят нас задеть, бросают в сердцах: мол, в Думу понабрали бюджетников. Не согласен. Во-первых, кто сказал, что бюджетник – это плохо? Депутаты-бюджетники представляют интересы большой группы населения, и они в Думе на своём месте. Ну а во-вторых, в Думе бюджетников всего-то восемь человек. Сегодня состав Думы очень разный, депутаты представляют широкий спектр общественных интересов. Среди них есть люди, которые опираются на большой жизненный опыт, есть и молодёжь, способная сформулировать интересы своего поколения. Я вижу, что нынешний состав Думы не бездумная машинка для голосования – сейчас здесь собрались люди с позицией, с собственным взглядом на перспективы Иркутска.
И мы сегодня выбираем не царя-батюшку, не отца города. Мы выбираем менеджера, который вместе с Думой будет заниматься реализацией планов развития Иркутска. И большинство это понимают: не зря в одном из аналитических обзоров вашего издания было замечено, что часть политиков сознательно отказались от участия в выборах, уважая позицию губернатора Иркутской области, который, по существу, представил горожанам одного из кандидатов. Это действительно так: политики увидели, что у губернатора есть вполне осуществимая программа модернизации Иркутска и что у него под этот проект есть готовое финансовое и управленческое решение.
Именно поэтому мы не собираемся подменять собой мэра. Дело городской Думы – сформировать повестку дня, напитать деятельность мэра смыслом, руководствуясь знанием ситуации в своих округах. Например, для моего избирательного округа важно, чтобы была продолжена программа благоустройства. В предыдущие годы мы начали серьёзно двигаться по городским магистралям, занимались благоустройством дворов и придомовых территорий.
Я заинтересован, чтобы продолжалось развитие политеха, чтобы технический университет стал всё-таки инновационным университетом. Есть у нас программы между округами, например, всё левобережье волнует будущее Ледового дворца, нам нужно продолжать обустройство территории вкруг нового моста. Есть общие, городские нужды, которые Дума видит и в направлении которых работает.
В первую очередь это строительство массового доступного жилья. Моё личное видение – Иркутск должен стать большой стройкой – вполне сопрягается с тем, как ситуацию воспринимает губернатор Дмитрий Мезенцев. А представьте вдруг: придёт кто-то, сметёт все наши планы со стола и начнёт с чистого листа. Хватит, это не наш случай, нам нужна преемственность. Нам нужно именно то, что мы вкладывали в слоган «Стабильность и развитие», под которым избиралась наша фракция.
– То есть вы выступаете как консерватор и не желаете слышать о переменах?
– Нам есть что менять. Мы к этим переменам готовы – это я заявляю не голословно, мы неоднократно обсуждали сложившуюся ситуацию с коллегами по городской Думе. Сегодня верим в свои силы, готовы к сотрудничеству, готовы, что называется, подставить плечо, и если появится в планах мэра какой-то пробел, сможем восполнить его, основываясь на собственном опыте и знании ситуации в округах. Можно сформулировать это так: сильная Дума и компетентный мэр – это ключ к устойчивым взаимоотношениям с областной властью. Вот только на фоне политических драк мы это никак не реализуем.
Я вообще не считаю депутатов городской Думы политиками в глобальном смысле, какой обычно имеется в виду. Несмотря на то что у нас мощнейшая фракция «Единой России», внутри Думы разногласий именно по политическим вопросам почти нет. Мы не пишем законы, мы занимаемся предельно конкретным делом и в этом деле жёстко привязаны к интересам избирателя. Мы – представительный орган и представляем интересы населения.
Конечно, мы не можем находиться совсем вне какой-то политической линии. Иркутск в конце концов областной центр. Но я абсолютно уверен, что занятие на городском уровне политиканством ведёт в тупик.
И тем тревожнее, когда один из кандидатов в мэры начинает озвучивать вещи, которые ведут нас в политический клинч с региональной властью и федеральным центром. Да, конфликт – это один из путей развития, и возможно, это эффектная позиция для политика, который уже перерос свой сегодняшний статус. Я очень уважаю всех участников избирательной кампании. Тем не менее уверен, что каждый хорош на своём месте. Есть порох и задор, чтобы всерьёз заниматься политикой, – значит нужно двигаться наверх по партийной линии или сделать заявку на выборах в Государственную Думу. А вот попытка привнести политическую составляющую на городской уровень, где её отродясь не бывало, оголтелый популизм там, где нужна работа выстроенной управленческой команды, – не лучшее решение. Давайте обойдёмся без баррикад!