«И творчеством согрета жизнь моя…»
В органном зале шёл концерт. Он был посвящён юбилейной дате, а я смотрел на виновницу торжества, и меня не покидало ощущение присутствия на каком-то очень откровенном и доверительном общении с человеком, который удивительно сумел сохранить детскую наивность и искренность. Как же нужно уметь найти это созвучие с аудиторией и какими житейскими нюансами вырабатывается такой стиль?
Иркутская поэтесса и композитор Ольга Горбовская, героиня нашей публикации, ничего не предопределяла себе как обязательные поведенческие черты характера, они рождались и закреплялись в нём в процессе взросления с момента рождения. Так уж случилось, что абсолютный слух Оля получила от своего отца, который прекрасно играл на баяне. А затем в её жизнь вошёл отчим – Пётр Реутский. Пётр относился к замечательной плеяде иркутских литераторов, в составе которых были и Александр Вампилов, и Вячеслав Шугаев, и Юрий Скоп, и многие другие, которые пришли в поэзию и прозу, громко заявив о себе самобытностью, оригинальностью мышления и новой необычной проблематикой. С приходом Петра Реутского в доме Горбовских появилась и новая атмосфера вечных стихов, безвременных споров о поэзии, песен под гитару. Всё это было так увлекательно для маленькой Оли, которую никто не угонял вовремя ложиться спать и которая тихонько сидела у пианино и вдохновенно впитывала эту богемную атмосферу, чтобы в будущем следовать ей уже безоглядно, как единственно верной. В то счастливое время, слушая стихи, Оля подсознательно отмечала их музыкальность. Её было больше или меньше, но музыка звучала, и ей тут же хотелось на эту музыку переложить стихи.
– У девочки безусловный талант, – сказал, послушав Олины эксперименты со стихами, Вампилов. – Её нужно учить.
Потом в её жизни появятся музыкальная школа и училище искусств, она окончит отделение фортепиано по классу великолепного педагога Любови Николаевны Семенцовой, но первой любовью в её творчестве были стихи. Она слышит их всё время, они рождаются невесть откуда, будто бы сверху кто-то посылает ей взволнованную рифму.
Спасибо, что глаза мои заметил,
За то, что взор для нежности открыт.
Ты – дождь мой золотой, алмазный ветер,
Ворвавшийся в привычный серый быт.
Цветок с неповторимым ароматом
Из Млечного пути иль детских снов,
Растерянный, немного виноватый,
Заблудший странник из иных миров.
Лирическая героиня поэзии Ольги Горбовской живёт в предвкушении встреч с любимым человеком, эти встречи, как правило, кратковременны и чаще зависят от свободы или несвободы этого человека, но каждая из них для героини – открытие, повод и способ искренности, ощущения пусть призрачного, но нового чувственного полёта души.
Храни его, Господь, от всех несчастий:
Болезней, зла, интриг, молвы людской,
А я согрею взглядом и участьем
Как женщина и человек мирской.
Храни его жену, друзей, ребёнка,
Не дай искать забвения в вине,
А я смогу утешить песней звонкой
И редкою беседой в тишине.
В поэзии Горбовской не стоит искать публицистичности, социальных мотивов, если она использует описание природы, то только для того, чтобы более ярко отразить душевное состояние героини в момент очередных жизненных ситуаций, а ситуации эти, отметим ещё раз, как правило, любовные. Но при всех неудачах героини на любовном фронте во всех стихах Ольги царит оптимизм, грусть скоротечна и героиня вновь с детской непосредственностью и доверительностью устремляется к новой попытке обретения женского счастья. И это не манкирование своими чувствами – достаточно взглянуть, послушать Ольгу Горбовскую, чтобы увидеть живой неунывающий огонь в её глазах, удивительную убедительность в её воодушевлённых монологах.
Двадцать пять лет прошло с тех пор, как Ольга начала сочинять музыку. Сначала это были романсы на стихи советских и иркутских поэтов, и это было естественно, так как романсы позволяли наиболее полно и неожиданно, необычно излить томление души и моление о счастье. Со временем она больше использовала для романсов свои стихи, и тогда поэзия и музыка соединялись в гармоничном чувственном порыве автора, приобретая свежесть, драматизм и творческую неповторимость. Вот одни из таких стихов для романса:
Со мной случилось, но не с вами,
Ищу с волнением участья.
Случайно встретившись глазами,
Что это – мука или счастье?
Закрыв глаза, представить вечер
И примерять, к лицу ли платье,
В уме писать сценарий встречи,
Что это – мука или счастье?
Но говорить, что Горбовская автор преимущественно романсов, было бы совершенно неверно. На её счету Кантата для солиста и хора «Праведная Русь» на стихи поэтов «серебряного века»; Альбом фортепианных миниатюр для учащихся 1–5 классов детских музыкальных школ «Лучезарные краски детства», где композитор и педагог Ольга Горбовская даёт сначала поэтическое четверостишие (естественно, своё), а потом следует образное музыкальное воспроизведение (безусловно авторское); уже готов к изданию сборник музыкальных пьес, где Горбовская представляет свои инструментальные сочинения, выдержанные в стилистике мировых музыкальных классиков.
Хоть судьба от беды и хранила,
Мне на жизнь не хватает отваги,
В спешке я проливала чернила
На поверхность добротной бумаги.
Ох, богат был бумагою рынок,
(В урну всё, что уже не исправить),
А теперь дорог каждый обрывок,
Чтобы склеить и в папку добавить.
Удивительно, что при такой многообразной творческой активности у лауреата Губернаторской премии, поэта и композитора Ольги Горбовской практически нет печатных изданий, и отсутствие их счастливо восполняют пусть редкие, но замечательные и памятные встречи её с благодарной зрительской аудиторией.