Двойное бремя реформ
Наступившее десятилетие глазами власти и экспертного сообщества
Международная конференция «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», прошедшая в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, была посвящена памяти Егора Гайдара. Форум (а мероприятие, собравшее более тысячи участников и гостей из 16 стран, смело можно называть форумом) организовали вместе с хозяевами основанные Гайдаром Институт экономики переходного периода (ИЭПП) и Экспертный совет при Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.
Поскольку ректор Владимир Мау, возглавляющий академию уже семь лет, был одним из ближайших соратников Егора Тимуровича, выбор площадки форума во многом символичен. Академия и институт – цитадели неолиберальной школы в России, и их методы анализа и оценки экономического и социального развития страны резко отличаются от точки зрения не только новых «фабрик мысли» – Института общественного проектирования, Института современного развития и Независимого института социальной политики, – претендующих ныне на лидерство в сфере общественно-политических инноваций, но и институтов Академии наук РФ, по сути утративших ведущие позиции в социально-экономических дисциплинах и оказавшихся на этом форуме в меньшинстве и по количеству участников, и по качеству представленных докладов и сообщений. Но эта разность подходов оказалась и наиболее плодотворной, ибо интеллектуальный накал дискуссий был очень высоким и рождал целый фейерверк новых проектов и предложений, а право выбора, какие из них останутся лишь «информационными хлопушками», а какие – «плодотворными искрами инноваций», оставила за собой власть, в необычайно представительном составе «пошедшая в народ», т.е. в экспертное сообщество.
Присутствие же «варягов», призванных на сей раз не для «володения», а всего лишь для совета и сотрудничества, также было необычайно широким. В стареньких железобетонных, построенных ещё в советские 1970-е корпусах можно было столкнуться с высшими менеджерами транснациональных корпораций «Nokia» и «Ernst&Yong», российскими олигархами из разряда «хороших парней» типа Михаила Прохорова и Виктора Вексельберга, телезвёздами программ «Вести-24» и «Сегодня», которые демократично попивали кофе из пластиковых стаканчиков в окружении студентов-волонтёров. «Реперными точками» прицела батареи из 20 телекамер были сидевшие в президиуме министр экономического развития Эльвира Набиуллина, президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф, а также мало известные нашей публике главный исполнительный директор Группы BP Энтони Хейвард и Эско Ахо, бывший премьер-министр Финляндии. Как бы «затерявшиеся» среди публики первый вице-премьер Игорь Шувалов и генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий Анатолий Чубайс попали в объективы с началом заседания.
«Размаха шаги саженьи…»
Начал, как и положено, зачитав приветствие Президента, Игорь Шувалов. Общий вывод его доклада свёлся к тому, что сам ход событий в кризис подтвердил «устойчивость политических и экономических институтов Российской Федерации». Шувалов отдал должное выдающейся смелости Гайдара и в первые годы реформ, и в периоды кризисов 1993 и 1998 годов, прямо сказал, что именно по его рекомендации был создан резервный фонд, разделённый затем на стабфонд и Фонд национального благосостояния, которые позволили избежать в прошедшем году краха банковской системы России. «Впрочем, – заметил вице-премьер, – средства эти стали не панацеей, а, скорее, «жаропонижающим лекарством», в то время как единственный рецепт излечения экономики – это острейшая необходимость её модернизации».
Далее вице-премьер по пунктам перечислил основные риски и вызовы на пути экономической и политической модернизации страны. В их числе: высокая инфляция, несбалансированность пенсионной системы, недостаточный правовой уровень защиты собственности, оставшаяся от советской экономики проблема моногородов, причём «ряд мер, принимаемых по решению этой проблемы, выходит за рамки экономической целесообразности», признал он, несомненно имея в виду АвтоВАЗ, и отметил, что «не в протекционизме и изоляции, а в открытости рынков и интеграции наш основной курс».
Говоря о присоединении к ВТО и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Шувалов подчеркнул, что конечной целью для руководства страны через создание Таможенного союза и Единого экономического пространства является «гармонизация нашего законодательства с Европейским союзом, но без формирования наднациональных органов». Этот вопрос, по его словам, будет поставлен на Конференции по модернизации СНГ в марте текущего года. Создание единой базы для бизнеса – это требование самой жизни, но база эта должна функционировать по принципам «внутренней конкуренции, что не имеет ничего общего с СССР». Игорь Шувалов рассказал и о некоторых ближайших шагах правительства по формированию «нового бизнес-климата». В частности, уже в этом году планируется принятие закона, освобождающего частный бизнес в области здравоохранения и образования от налога на прибыль. И как основное требование к управленческому аппарату – «перестать мучить граждан бюрократическими процедурами».
И если в концептуальном плане правительственные меры не могут не вызвать одобрения, то вот конкретика-то, напротив, порождала большие сомнения. «В России в 2010 году может быть построено жилья эконом-класса больше, чем до кризиса», – заявил первый вице-премьер. Ключевую роль в этом, по его мнению, сыграет Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС), который «уже сформировал значительный портфель земельных участков под комплексную застройку». Государство же установило максимальные предельные цены, выше которых оно отказывалось закупать квартиры у бизнеса. И бизнес принял эти правила. Тем самым «стоимость жилья в эконом-классе может опуститься до 30 тыс. руб. за квадратный метр» (!). Но ведь даже неспециалисту в строительстве известно, что нужно как минимум полтора года для того, чтобы с нуля построить типовой жилой дом. В таком случае положительный эффект от государственной инициативы в лучшем случае можно будет увидеть только в 2012–2013 годах. Правда, Шувалов сделал оговорку: «При снятии определённых градостроительных ограничений…».
Уже на первом кофе-брейке эксперты объяснили, что уровень ввода жилья в 2005–2007 гг. составлял примерно 63–64 млн. кв. м. А в 2009-м было построено только 53 млн. кв. м. Причём весь прошлый год вводилось в основном готовое жильё, а строительство нового начиналось значительно меньше. По поводу шуваловской оговорки представитель Российской гильдии риэлторов пояснил: «Главным ограничением для роста строительства являются нехватка подготовленных участков, а также стремление местных властей возложить на плечи застройщиков всевозможные дополнительные расходы». Фонд же РЖС «готовит участки для массового строительства доступного жилья, но… без инфраструктуры и повлиять на динамику строительства не может».
Всего же, по данным строительных СМИ, «в 2009 году фонд под комплексное освоение в целях строительства жилья ввёл в оборот через открытые аукционы 312,3 га земельных участков, и всего на этих участках, проданных в Тюмени, Кирове, Чебоксарах, Курске, Владивостоке, можно в общей сложности построить чуть больше 1,5 млн. кв. м жилья эконом-класса». Но, как показывает простой расчёт, это лишь около 2% от годового объёма жилищного строительства прошлых лет. В период же 2010–2014 гг. предполагается, что ежегодно будут вводиться в хозяйственный оборот земельные участки, на которых можно построить около 6,5 млн. кв. м жилья эконом-класса». Так, в ходе конференции первый, но далеко не последний раз выявилась существенная разница между «громадьём» планов и скучными реалиями.
Растём или падаем?
Вслед за шефом Эльвира Набиуллина доложила участникам и гостям о достигнутом за прошедшее десятилетие удвоении ВВП (далее Алексей Кудрин в ходе дискуссии деликатно поправит подчинённую: «почти достигнутом»). Всё же нормальный «позитивист», т.е. здравомыслящий человек, действительно не будет повторять мантры «вечно вчерашних» и утверждать, что «всё рушится, Россию развалили» и т.д. Заслуживающие доверия и опирающиеся на объективную экономическую статистику данные специалистов экономического бюро «Эксперт» определённо указывают на то, что «…в России начинается новая волна осмысленного экономического роста… экономика будет расти с темпами в диапазоне от 2,5 до 5% ВВП».
Эльвира Набиуллина напомнила аудитории, что даже в «кризисные» 2008 и 2009 годы мы сохранили первое место в мире по добыче нефти. Впрочем, опасность не в «ресурсной зависимости» в реальности, а в «ресурсной зависимости в головах», метко уточнила она. Важно, чтобы эта «зависимость» не закрепилась. Ведь, как указывается в фундаментальной работе Майкла Портера «Международная конкуренция», двигаясь к конкурентоспособности в мировом пространстве, страны проходят три стадии: конкуренцию на основе факторов производства (опора на природные ресурсы или дешёвые человеческие ресурсы), конкуренцию на основе инвестиций (опора на готовность и способность национальных компаний к агрессивному инвестированию) и конкуренцию на основе нововведений (опора на активную новаторскую деятельность большого числа национальных фирм).
Первую стадию мы, надо полагать, завершили. «Экономика на этом этапе весьма чувствительна к мировым экономическим кризисам и изменению валютных курсов, которые приводят к колебаниям спроса и относительных цен. Однако, – указывает Портер, – ни одна страна мира не миновала данной стадии, но лишь немногие её преодолевают». Аналитики «Эксперта» уверены, что российская экономика начала переход к стадии конкуренции на основе инвестиций, а кризис и решения, принятые и принимаемые в ответ на него, естественно ускорят инвестиционную модернизацию.
Специалисты Экономического бюро во главе с Татьяной Гуровой представили графики роста выпуска продукции двенадцати отраслей в натуральном выражении (т.е. инфляция исключена). И везде мы видим масштабный рост: за десять лет добыча газа выросла на 30% (за 100% принят результат января 1998 года), добыча нефти – на 60%, производство электроэнергии – на 20%. Отрасли первого передела – чёрная и цветная металлургия, нефтепереработка – выросли на 70, 55 и 35% соответственно. Однако рост экспортно-ориентированной продукции не новость. Сенсацией этого исследования стало другое – радикальный рост выпуска продукции таких отраслей российской экономики, как лесопереработка – на 80%, химическая промышленность – на 100%, производство стройматериалов – на 130%. Правда, прошлый год и сокращение строительства вызвали несомненное «проседание» последней.
Пищевая промышленность весь десятилетний период росла фактически по прямой, и объём выпуска увеличился вдвое. Однако самым неожиданным оказался рост машиностроения: объём производства машиностроительной продукции (эту отрасль у нас принято считать абсолютно погубленной) увеличился на 130%, а если исключить из рассмотрения производство легковых автомобилей, то машиностроение выросло почти в три раза – со 100 до 230% (!). Несомненно, нужно согласиться и с обобщающим выводом экспертов о том, что «этот рост однозначно свидетельствует о начале структурных сдвигов в пользу отраслей более высокой степени переработки». Другой яркий признак постоянно идущих структурных сдвигов даёт информация о выпуске продукции в компаниях, которые можно отнести к крупным, средним и мелким.
Экономисты «Эксперта», изучающие динамичный русский бизнес, проанализировали информацию о 6,5 тыс. российских компаний, которые успешно существовали весь период начиная с 1999 года. И по их данным, основанным на цифрах объёма выручки, за десять лет доля крупных компаний уменьшилась с 85 до 70%. Таким образом, средний и малый бизнес, объём выручки которого на 2008 год составил порядка 50 млн. долларов, отвоевал себе уже 30% рынка. Совокупность этих факторов (пример послевоенной Германии) убедительно показывает, что страна может войти в пятёрку мировых лидеров, не будучи ни финансовым, ни инновационным гигантом. Очевидно, что Россия (с её добавочным сырьевым ресурсом), продолжая идти по этому пути, будет просто непотопляемой.
Этот анализ, несмотря на кажущуюся излишнюю оптимистичность, фактически поддержан ведущей мировой аудиторской и консалтинговой компанией «PricewaterhouseCoopers LLP» (PwC), опубликовавшей 29 января доклад о перспективах мировой экономики «Конвергенция – догнать и перегнать: изменение баланса сил на глобальном экономическом рынке». По прогнозам экспертов PwC, к 2030 году Россия выйдет на первое место в Европе и на пятое – в мировой табели о рангах, обогнав по размеру экономики Германию и Францию. Эксперты резко разошлись в оценке этого доклада. Часть из них подвергла его острой критике.
Исполнительный директор ИЭПП Сергей Приходько считает, что «цифры пока какого-то выхода из кризиса совершенно не подтверждают, потому что те месячные приросты, о которых любят говорить наши экономические руководители, находятся приблизительно на уровне статистической погрешности. Внутренний спрос на продукцию российских предприятий продолжает быстро падать, и если падение спроса продолжится, то уже во втором-третьем кварталах Россию ждёт новый спад, только при более плохих условиях, чем в 2009 году при исчерпанных вспомогательных факторах роста – увеличения запасов и экспорта». По мнению специалистов из ВШЭ, «российская экономика находится сейчас в фазе стагнации и признаков устойчивого оживления пока не видно. Конечно, есть определённые положительные моменты в некоторых отраслях, но в целом картина ещё далека от стабильности и роста. Россия среди стран G20 показала худший результат по итогам 2009 года. С чего вдруг произойдёт такой разворот – непонятно».
Противоположного мнения придерживается генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян: «Данным PwC стоит доверять, поскольку это компания, которая знает положение дел более чем в половине крупных и крупнейших компаний России… не по сухим сводкам отчётности, публичным данным и данным внешнего анализа, а практически изнутри, к тому же подобные долгосрочные прогнозы даются с учётом сегодняшней ситуации. РФ остаётся самой интересной инвестиционной площадкой – она может отскочить до нуля, а потом набрать динамику».
(Окончание в следующем номере «ВСП»)