Секреты бабушкиного сундука
Уникальные специалисты работают в Центре славянской культуры посёлка Тайтурка. Непростые кризисные времена вызвали здесь настоящий всплеск креатива, и, что не менее удивительно, многое удалось воплотить в жизнь. Среди здешних специалистов-прикладников Елена Александровна Ефимова одна из наиболее заметных, ярких. У молодой обаятельной женщины, владеющей несколькими видами прикладного народного творчества, по-настоящему золотые руки.
В большой светлой комнате тайтурского центра размещён музей славянской культуры и быта. В нём десятки предметов, которые когда-то окружали жизнь людей, – от обуви (кожаные чирки для зимы и лапти для лета), одежды, старинных украшений и головных уборов, мебели, игрушек до настоящих прялок и ткацких станков. Солидная коллекция была собрана сотрудниками центра в течение трёх лет. За этот, в общем-то, небольшой срок удалось сделать немало: не только переворошить пылившиеся где-нибудь на чердаках или в сараях бабушкины и дедушкины раритеты, но и отреставрировать силами местных умельцев наиболее интересные, ценные. Сегодня заведующая сектором прикладного народного творчества Елена Ефимова проводит здесь интересные экскурсии, во всех подробностях рассказывая о жизни и быте сибирской глубинки 19 – первой половины 20 века.
– Меня всегда тянуло к старым предметам быта, – рассказывает Елена. – Наверное, потому, что большую часть своего детства я провела здесь же, в Тайтурке, у своей бабушки Марии Гавриловны Поповой. Родители были заняты на работе, и мы с сестрёнкой часто оставались в её уютном доме. Там стояла большая русская печь, хранилось много старинной утвари, висели иконы. Бабушка наша была настоящей рукодельницей, хорошо вышивала, вязала, готовила. И всему, что умела делать сама, постепенно учила нас. Её уроки крепко осели в моей памяти, помогли пережить многие жизненные невзгоды.
Среди множества музейных предметов, собранных в тайтурском славянском центре, – большой деревянный сундук, обитый кованым железом. Этот массивный раритет долго хранился в одной деревенской семье, переходя из поколения в поколение как некий символ надёжности домашнего очага. Интересно, что в быту сундук был и шкафом, куда складывали одежду, и чемоданом для хранения разных документов, ценностей, и кроватью, куда можно было положить, например, ребёнка. Один из наиболее ценных экспонатов – старинная кровать с горкой подушек разной величины. Как было заведено в старину, наволочки украшает изящная прошва (ажурная вставка, связанная крючком). А из-под покрывала кокетливо выглядывает ажурная кайма, тоже вязаная. Эту рукотворную красоту сельчане нашли в одном из здешних домов и передали в свой музей.
Характерно, что тайтурская экспозиция старины является своеобразным центром старорусской культуры. Многие славянские народы, прежде всего украинцы, белорусы, бережно относятся к своим истокам, хранят свои национальные обычаи, традиции. Тем более важно, считают в Тайтурке, донести до новых поколений исконно русское прикладное творчество, не растерять его богатство и своеобразие. Главное место в поселковом музее занимают два старинных ткацких станка. Любопытно, что у каждого своя непростая история и общий оптимистичный финал.
Первый такой станок в Тайтурку сотрудники районного отдела культуры привезли из Тельмы. «Там на нём никто не мог работать, ценный экспонат долго стоял без дела, – рассказывает Елена. – Сюда его доставили в разобранном виде, и в этой куче дров было поначалу очень трудно разобраться». Но когда с помощью сотрудницы центра Любови Владимировны Шишкиной станок был собран, оказалось, что работать на нём нельзя – не было каких-то важных деталей. Их поиски привели Елену здесь же, в Тайтурке, к неожиданной находке: на чердаке одного из старых домов хранился… ещё один ткацкий станок, и к тому же в нормальном, рабочем состоянии! На нём была собрана первая, пробная основа из 20 нитей. Непрерывный поиск секретов старинного ткацкого мастерства преподнёс ещё один подарок: молодая семья, купившая дом в Усолье, среди старого хлама нашла такой же старый станок, тоже оказавшийся рабочим. Словом, обе ценные находки прочно поселились в тайтурском музее. На них Елена наконец-то смогла собрать основу в 200 нитей, на всю ширину дорожки, и соткала свои первые авторские вещи: изящную женскую юбку-понёву с нарядным фартуком, традиционный женский наряд на Руси. «Ярко-красный узор на молочно-белом фоне – эта лаконичная цветовая гамма характерна для русского прикладного творчества, в отличие от пестроты, свойственной искусству вышивки других народов», – утверждает мастерица. Её авторские работы получили высокую оценку специалистов: Елена Ефимова стала лауреатом межрегионального конкурса «Русь мастеровая» в номинации «Ткачество».
Настоящий мастер никогда не останавливается на достигнутом. Елена совершенствовала своё мастерство вышивки в областном Доме народного творчества у Алевтины Геннадьевны Шахнович. «Она преподавала нам браное шитьё – нашу исконную русскую вышивку, истоки которой в ткачестве. То есть рисунки старинных тканых полотен как бы возрождаются в браном шитье. Я тогда подумала: а почему бы не вернуться назад, к ткацким истокам? Почему бы не использовать браные узоры в ткачестве? Приехала домой, попробовала – и всё получилось».
У молодой мастерицы из Тайтурки сегодня много реализованных и ещё больше нереализованных творческих планов. К ней, в музей славянской культуры и быта, приходят здешние девчонки – учиться вязать крючком и на спицах. Подружки Света Васьковская и Алина Кравчук связали себе красивые чехольчики для сотовых телефонов, которые всем очень понравились, и на девочек посыпались заказы от друзей, родных, знакомых.
– Девчонок отсюда не выпроводишь, – улыбается Елена. – Вместо положенных по расписанию 45 минут они сидят за вязаньем два-три часа, пока всё не сделают. Заодно рассказывают про свои школьные дела, обсуждают все проблемы. Каждую надо обязательно выслушать, посочувствовать, поддержать, родителям часто бывает некогда вникать во все девичьи дела. Старинные русские рукоделия – вязание, вышивка, ткачество – учат терпению, выдержке, воспитывают тонкий художественный вкус, очень важные качества для жизни.