Возвращение «декадентской» скульптуры
«Она была трагически-прекрасной фигурой и в своём искусстве, и в своей труднейшей, полной мук и страданий повседневности. Она была убеждена, что быть художником – это особое, возвышенное призвание, ради которого надо пожертвовать всем, чтобы достойно служить искусству и народу». Так писал в своей книге известный искусствовед А. Каменский о талантливом русском скульпторе начала ХХ века Анне Голубкиной (1864 – 1927).
Минувший 2009 год был юбилейным для Голубкиной – исполнилось 145 лет со дня её рождения. К этой дате сотрудники Иркутского художественного музея подготовили выставку, которая работает в эти дни в одном из его залов.
Специально для этого в фондах музея были отобраны скульптуры, выполненные А. Голубкиной в разные годы. Перед показом зрителю работы побывали в бережных руках реставраторов и засияли с новым блеском. В собрании музея хранится восемь творений мастера. Все они поступили в 1953 году после закрытия музея-мастерской Анны Голубкиной в Москве. В это нелёгкое для настоящего искусства время творчество скульптора подверглось резкой критике из-за увлечения так называемыми «декадентскими течениями», к которым причисляли и импрессионизм. В период воинствующего и господствующего соцреализма слово «импрессионизм» воспринималось почти как ругательное. Потом справедливость восторжествовала, и музей-мастерскую Анны Семёновны открыли вновь. Тем не менее, если бы не этот печальный факт, работы великого скульптора, возможно, никогда не попали бы в иркутский музей.
На выставке представлено семь произведений Голубкиной, выполненных в разных материалах. Это бронзовые бюсты «В.П. Проселков» (1894), «Рабочий» (1900), «Марья» (1903), мраморный бюст «Рыцарь» (1923), портреты историка А.В. Назаревского (1911) и писателя А.Н. Толстого (1911), а также необычный бронзовый горельеф «Апостол Пётр» (1911).
Уникальность этой выставки в том, что некоторые из них (портрет А. Толстого и горельеф «Апостол Пётр») представляются впервые. Восьмой экспонат – гипсовая скульптура Л.Н. Толстого – по причине плохого состояния находится на реставрации (на выставке показана лишь фотография с неё).
Экспозиция знакомит с творческой биографией А. Голубкиной и её произведениями из других музеев, представленными в репродукциях.
[/dme:i]
Анна Семёновна родилась в захолустном городке Зарайске Рязанской губернии в семье огородника. С детства она любила рисовать и лепить. Её одарённость заметил учитель рисования Василий Павлович Проселков и стал давать ей советы. Представленный на выставке бронзовый бюст учителя (1894) – одно из ранних произведений Голубкиной.
А. Голубкина прошла прекрасную школу скульптора в России и Европе. Настоящая учёба началась только в 25 лет, когда Анна приехала в Москву. В течение 14 лет (1889 –1903) она училась в Москве, Санкт-Петербурге и Париже. Во Франции молодой скульптор познакомилась с великим французским мастером Огюстом Роденом, который способствовал быстрому и полному раскрытию оригинальных черт её могучего дарования. Элементы импрессионизма в скульптуре, усвоенные Голубкиной у Родена, позволили ей углубить и обогатить своё художественное видение и пластический язык. Тонкие психологические образы, созданные ею, немыслимы без мягкой импрессионистической лепки, без пронизанной светом пластики, характерной для её творчества.
Произведения А. Голубкиной из иркутского собрания раскрывают главные темы её творчества.
Цикл «Образ рабочего» представлен портретами простых русских людей – «Рабочий» (1900) и «Марья» (1901). Портреты А. Голубкиной – это чаще всего символическое олицетворение просыпающегося разума или зрелой мудрости, тяжкого страдания или обретающей ясность цели могучей силы. Воплощение отзвуков внутреннего мира во внешнем облике человека было для художницы задачей широкого масштаба. Бронзовый бюст «Марья» находится в постоянной экспозиции музея, его можно считать этюдом, по которому был выполнен мраморный экземпляр, находящийся в Третьяковской галерее.
На выставке представлена одна скульптура А. Голубкиной, выполненная из мрамора, – «Рыцарь» (1923). В ней проявились некие символические тенденции. Эта работа выражает благородное героическое стремление юноши к испытаниям, к страстной борьбе за новую жизнь. Для усовершенствования техники работы в мраморе Голубкина вновь посещает Париж, затем совершает поездку в Англию для ознакомления с искусством Египта и Ассирии в лондонских музеях.
[/dme:i]
В цикл произведений на евангельскую тему входит горельеф «Апостол Пётр» (1911). Земной образ апостола пронизан устремлением к истине, к высшему оправданию жизни.
Простотой и строгим благородством отличаются лучшие портреты Голубкиной, среди которых виднейшее место занимает портрет писателя Алексея Толстого (1883–1945), автора исторического романа «Пётр I», научно-фантастических романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», трилогии «Хождение по мукам». Рядом с ним можно поставить портрет А.В. Назаревского (1876–1916), историка искусств, хранителя музея изящных искусств в Москве. В портретах мастер движется от психологически конкретных наблюдений к разработке какого-то значительного, надличностного мотива, которому она придаёт порой символическое звучание. По отношению к предшествующей русской портретной традиции это бесспорное новшество.
Последнее незаконченное творение мастера из иркутского музея – бюст Л.Н. Толстого (1926), который будет отреставрирован к 100-летию со дня смерти русского гения (2010 г.). Но даже в этом незавершённом виде портрет оставляет сильное впечатление: чувствуется могучий талант скульптора, её взволнованная душа, уверенная сильная рука.
Служение народу через искусство, правдивость, человечность и доходчивость его – вот кредо скульптора Анны Голубкиной. В её творчестве, которое продолжалось 30 лет, отражена целая эпоха России: конец XIX – начало XX века.