Сделай город сам
За шесть с половиной недель до даты проведения выборов мэра Иркутска расстановка сил и повестка дня предстоящих агитационных кампаний практически определены, какие-либо резкие повороты кажутся маловероятными. Политические партии сказали своё слово, видные общественные лидеры промолчали, и за оставшиеся до окончания сроков выдвижения и регистрации дни сделать реальную заявку на участие практически невозможно – можно только пошутить или выдвинуть кандидата-дублёра. Трудно поверить, что кому-то из трёх основных кандидатов это потребуется, однако пенсионерка и безработный уже внесли свою – ничего не меняющую – лепту в предвыборный пасьянс.
Итак, на старте предвыборной гонки всё те же трое: исполняющий обязанности главы администрации, вице-мэр – председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Иркутска Сергей Серебренников, депутат Законодательного Собрания, член фракции «Единая Россия» Антон Романов и его коллега, член фракции КПРФ Виктор Кондрашов. Все трое ведут себя довольно осторожно, не спешат с подачей документов и юридическим оформлением своих претензий на пост мэра. У каждого уже имеются свои небольшие победы и свои небольшие поражения, но в целом сказать, что счёт складывается явно в чью-то пользу, трудно. Разве что зайти в дебри конспирологических теорий, бурно расцветших в последние дни.
Если судить по сугубо формальным признакам, стартовые позиции Сергея Серебренникова выглядят лучше, чем у его оппонентов. Кандидатура экс-мэра второго по величине города области была предложена губернатором Дмитрием Мезенцевым и поддержана региональным отделением правящей партии «Единая Россия». Вероятно, во многих городах этих двух пунктов было бы вполне достаточно для победы. Иркутск же представляет собой сложный случай. Здесь на выборах губернатора одерживал локальную победу коммунист Сергей Левченко, здесь проходили многотысячные митинги против нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», здесь – а не по месту прописки проблемы – сосредоточились акции протеста против Международного центра по обогащению урана и Байкальского ЦБК, здесь на выборах депутатов Законодательного Собрания в некоторых округах набирал вполне приличные проценты список партии «Зелёные». Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что голоса бюджетников, считающихся твердой опорой любой партии власти, в областном центре размыты голосами людей более состоятельных и самостоятельных – именно в Иркутске живут многие активисты «движения автомобилистов», громко заявившего о себе в 2009 году.
Пока у Сергея Серебренникова две явные победы: 22 января он заручился поддержкой регионального отделения партии «Справедливая Россия» и пока заметно превосходит соперников по количеству упоминаний в новостных программах местных телеканалов. Оппоненты не остаются в долгу: Романов явно лидирует по числу упоминаний в иркутском сегменте Интернета, а Кондрашов сделал ставку на издание газет и листовок. За Серебренниковым и явное преимущество уже существующей «включённости» в городские проблемы, личное участие в решении стоящих перед городом задач. Впрочем, плюс это или минус – зависит от самого и.о. главы администрации. Став главой комитета по ЖКХ, он не столько получил дополнительные полномочия, сколько дал повод задавать неудобные вопросы. Сегодня город находится, откровенно говоря, в плачевном состоянии. Год у нас, к счастью, не аномальный, машины по крыши не засыпает, снег не лежит на льду городских рек многометровыми сугробами. И тем не менее многие улицы представляют собой нечто среднее между катком и трассой для бобслея, передвигаться по ним одинаково страшно как водителям, так и пешеходам. То, что лежит на крышах, спустя некоторое время – в самый разгар предвыборной кампании! – превратится в сосульки и станет реальной угрозой для жизни. Справиться с проблемой можно, но для этого нужно либо уже иметь репутацию жёсткого и беспощадного руководителя, либо заработать её в считанные дни очень дорогой ценой – через конфликт с нерадивыми руководителями муниципальных предприятий и управляющих компаний. Добавьте к этому проблемы с освещением, участившиеся жалобы на холод в квартирах, всё ещё вполне возможные аварии в системах тепло-, водо- и энергоснабжения – и вы поймёте, что Сергей Серебренников получил в руки не готовый рейтинг, а инструмент для его производства.
Общеизвестно, что вести кампанию, критикуя действующую власть, всегда проще, чем объясняться за сделанное и несделанное. Тем более когда за спиной прочный тыл в виде депутатского кресла и в случае поражения не придётся уходить из власти, да к тому же ещё законодательной – то есть не несущей никакой ответственности перед избирателем. Депутаты Кондрашов и Романов вполне могли бы вести свои кампании с минимальными затратами, исходя из того, что пиара много не бывает, а своим присутствием они явно привносят в процедуру выборов то, что ей совершенно необходимо, – демократичную альтернативность, состязательность и массовость. Как бы ни повернулось дело, победителю явно стоит поблагодарить впоследствии своих оппонентов за красивую и яркую игру, особенно если она пройдёт чисто и честно.
Не являющемуся членом КПРФ Кондрашову, как и не являющемуся членом «Единой России» Романову, гораздо проще будет объяснить, что связывает их с этими партиями, чем руководителям региональных отделений партий – что связывает коммунистов с предпринимателем Кондрашовым, а «партию власти» – с вечным оппозиционером и сторонником возрождения СССР (по крайней мере на словах) Романовым. В обоих случаях ответ, разумеется, есть, и наверняка вполне логичный, но интересно немного заглянуть в будущее и посмотреть, во что выльется это сотрудничество в случае избрания любого из кандидатов. Вероятно, для города – в слова «ничего особенного». Выступая 22 января на заседании Государственного совета Российской Федерации, автор основного доклада губернатор Калининградской области Георгий Боос отметил, что федеральное руководство страны приняло решение не распространять практику выборов по партийным спискам на муниципальный уровень, оставив решение на усмотрение региональных законодателей. Смысл в этом решении просматривается невооружённым глазом: на уровне муниципалитета партийность руководителя имеет второстепенное значение – гораздо больше зависит от личности.
Поясним на примере. В Тверской области есть всего три муниципальных образования, являющихся донорами регионального бюджета, и одно из них – Оленинский район. Руководит районом глава администрации Олег Дубов, член партии «Единая Россия». Но какую политику проводит глава района и как ему удалось сделать дотационный район без особых природных ресурсов сначала самодостаточным, а потом и вывести на профицит бюджета? Секрет прост: всё ещё живые колхозы были переоформлены в муниципальные унитарные предприятия, затем в ту же форму были преобразованы котельные, частным управляющим компаниям сказали «до свидания». И этого оказалось достаточно, чтобы урожаи, надои и удои выросли до рекордных для данной климатической зоны размеров, бюджет избавился от долгов и штрафов за потреблённые энергоресурсы, жители забыли, что такое долги по заработной плате, отключения и размороженные трубы. Но постойте, разве это та политика, которую продвигает сегодня наше государство? Где приватизация, где частно-государственное партнёрство, где поддержка фермерства и малого предпринимательства? Увы, это больше похоже на возрождение СССР образца 1970-х, а сам Дубов сорок лет назад вполне мог бы стать героем очерка о передовом руководителе, новаторе и авторе очередного почина. Сегодня звание Героя Труда, к сожалению, не присваивают, однако «награда нашла героя»: выдвижение Олега Дубова на очередной срок поддержали все партийные организации района, кроме почему-то ЛДПР.
Впрочем, Дубов прославился именно потому, что на тысячи муниципальных руководителей он такой один. Губернатор Дмитрий Мезенцев тоже выступал на заседании Госсовета и говорил как раз о проблемах муниципалитетов, выделив два принципиальных момента: первый – с федерального и регионального уровней им были переданы не обеспеченные финансами полномочия; второй – значительная часть чиновников и руководителей не имеют ни образования, ни опыта. Опытным и образованным, кстати, тоже непросто. Базовый закон о местном самоуправлении за четыре года был дополнен двумя сотнями поправок, так что теперь в нём целые юридические институты путаются. А жители отдалённых районов тем временем вынуждены решать свои задачи, не опираясь на власть, констатировал губернатор и призвал политические партии к партнёрской работе.
К Иркутску выводы Дмитрия Мезенцева относятся лишь частично: средств на выполнение большей части полномочий почти хватало; чиновники, как правило, имеют высшее образование; городское хозяйство функционирует сравнительно исправно. Те городские проблемы, которые действительно нуждаются в использовании новых подходов, потребуют от нового мэра не умения договариваться с партийными или общественными организациями – об этом придётся думать накануне следующих выборов, – а умения привлекать инвесторов и навыков ведения переговоров. В первую очередь нужно будет договориться с коллегой из Иркутского района (городу нужен проект расширения и строительства нового жилого района) и областным правительством, а там, глядишь, и до федерального уровня придётся идти.
Если новый мэр добьётся успеха, будет уже не важно, кто его выдвигал, кто поддерживал, с каким результатом закончились выборы 14 марта. Если провалится – ничья поддержка его не спасёт, даже если это будут все отделения всех партий. Работать, хочешь не хочешь, должен сам мэр.