Секреты судьбы
Михаила Степановича Букато знаю много лет. Когда-то давно, в юности, довелось пару лет работать рядом с ним в Черемхове – в погрузочно-транспортном управлении «Востсибугля». Вот с той поры и до нынешней, когда он, уже став пенсионером, хозяйничает на своей «мини-ферме» в селе Бельск, его жизненный путь перед моими глазами.
Хорошо помню молодых специалистов, с которыми в 60-е годы прошлого века была дружна. Миша Букато среди всех отличался независимым и, как говорили, настырным характером. Он в то время заканчивал заочно институт железнодорожного транспорта и переходил из мастеров в начальники. Все видели, как он, работая дорожным мастером в службе пути, смело отстаивал свои решения, не боялся идти на конфликты с руководителями. Его недолюбливали, но как ответственного, знающего и решительного человека ценили и в тресте «Черемховуголь», и в иркутском комбинате «Востсибуголь».
И вот прокатились над нами годы. Поседели волосы, но в душе-то мы те же – молодые. Сидим с Михаилом Степановичем и его красивой, статной, энергичной женой Валентиной Сергеевной и вспоминаем былое. Начинал он строителем железных дорог. Но водить тепловозы показалось ему куда заманчивее. И именно по этой специальности окончил Миша Букато омский институт. Но события диктовали свой ход: в 1969 году ему, ещё не успевшему защитить диплом, предложили: «Начальником депо пойдёшь?». И он, словно головой в омут, ответил: «Пойду!».
А самого депо как такового ещё и не было! И он, так уж пришлось, был в одном лице и начальником, и проектировщиком, и строителем. Михаил Степанович считает, что ему особенно повезло в том, что в самом начале его самостоятельного пути встретились люди увлечённые, заинтересованные в общем результате. Пришло время, и в этом депо начали ремонтировать тепловозы всех предприятий комбината.
Уже утвердившись начальником погрузочно-транспортного управления, обретя опыт руководителя, он постоянно искал и находил новые формы, стандарты организации труда. Как-то собрал весь свой коллектив, включая уборщиц, и предложил всем написать свои предложения – что кому представляется на его участке работы более полезным, рациональным. И ведь получилось! За то время, что он руководил управлением, были построены две станции – Сафроново и Обогатительная, а ещё дом отдыха в Бельске. Кто-то подумает: эка невидаль – три не абы каких объекта. Но ведь строили-то на свой страх и риск, методом хозрасчёта: ни тебе планового финансирования, ни надёжных материальных ресурсов. Но ведь получилось же!
Мне кажется, я угадала секрет его сложившейся судьбы: Михаил Степанович был в юности и остался по сию пору оптимистом, уверенным в том, что, как он сам говорит, «людей хороших больше, чем плохих, и на хороших мир держится».
Видите ли, у этого человека вот какой принцип: «Сначала нужно очень сильно захотеть, потом прикинуть, что и как, ну а потом – только вперёд». И этот принцип Михаила Степановича не подвёл ни разу. Вот и сейчас, занимаясь своей «мини-фермой», мой старый добрый знакомый полон новых планов. И, что немаловажно, – полон энергии и душевных сил.
Синяя птица счастья мало кому даётся в руки. Михаилу Степановичу удалось прикоснуться к ней своими руками. Может быть, потому, что это руки настоящего строителя собственной жизни?