издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Что ей Эйфелева башня?

  • Автор: Леонид Беспрозванный, для «Восточно-Сибирской правды», г. Ангарск

Ангарскому Дворцу творчества детей и молодёжи стукнет в этом году 55. Одиннадцать дворцовских пятилеток, пользуясь прежними измерениями, вобрали в себя бесконечно много. Но среди всего, всего, всего первым делом хочется назвать человека, который стоял у истоков, запалил долговременный костёр, вложил в затеянное дело огонь сердца, жар рук, негаснущую любовь. Ксения Фёдоровна Васильева и сегодня ходит по той же дорожке в тот же дом. Работает в хоровой студии. Все 55 лет она с ребятами, с родителями, с творчеством. А началось всё в 1954 году. Представьте только, когда это было! Она из основателей, первооткрывателей, первостроителей. Созидатель-прима. Такие люди – первооснова нашего города, его гордость и слава.

Бывают всё же счастливые случаи. Безоговорочно счастливые. Вот есть человек с энергией и харизмой. И есть большое дело, которому надо дать перспективу, хотя вроде бы срок ещё не настал и условия не созрели. Но как-то сразу и всем видно, что этот человек и это дело словно предназначены друг для друга. Такой безошибочный вырисовывается вариант. От него никуда не деться. Так Ксения Литвинцева, будущая Ксения Фёдоровна Васильева, стала директором ангарского Дома пионеров. Сначала никакого дома даже в проекте не было. Выделили две комнаты в школе № 14 и назвали это Домом пионеров. Но была Ксения Фёдоровна, и потому дом родился прежде, чем появился на свет. В данном случае так можно выразиться, и это будет соответствовать истине.

В ней изначально была заложена комсомольско-пионерская задоринка. Комсомол, пионерия – сегодняшние поколения знают об этом только из воспоминаний старших.

У этих структур, согласно законам эпохи, было много ограничительных линий, бесконечное количество стрелок-указателей, выходить за рамки которых нельзя было ни при каких обстоятельствах. Но задор, порыв, азарт существовали. Они несли в себе заряд и заражали. За Ксенией Фёдоровной дети бежали толпами.

Позднее дом перебрался на улицу Октябрьская. Это тоже был не дом, а несколько помещений в здании. Там я когда-то впервые, прибыв по редакционному заданию, увидел Ксению Фёдоровну и с первого взгляда уловил: это хозяйка. У нас бывает порой, что разные посты занимают случайные люди. Здесь же –  хозяйка,  и всё тут. Другой искать не надо. Замечательный случай, который называется «человек на своём месте». Славные дела велись под её началом.

А главная эпопея её жизни была впереди. Но это должно было случиться неизбежно и неотвратимо. Она построила настоящий дом. И даже не дом, а дворец на Московской улице. Строили его, понятно, разные и многие люди, но они работали, выполняли указания и нормативы, и только ей одной это нужно было позарез. Она ездила для согласования всевозможных деятелей в Ленинградский НИИпроект. Она добывала на строительство деньги, которых всегда не хватает. Брала в оборот предприятия, учреждения, организации и персоны. Мобилизовала общественные инициативы. Она следила, чтобы всё построили, как надо, а не как придётся, чтобы все помещения дворца соответствовали своему предназначению, а не были лишь объектом для сдачи. Её называли общественным прорабом этой стройки. И рождение дворца на Московской было её торжеством.

Она никому не давала житья, пока возводили Дворец пионеров, на неё чертыхались, от неё старались убежать подальше. Но от такой далеко не убежишь. Известно, что иметь дело с такими въедливыми, принципиальными, неуступчивыми людьми нелегко, но именно они обеспечивают движение.

Ксения Фёдоровна создала Дом пионеров, когда дома ещё не было. Она же воздвигла Дворец пионеров в материальном исполнении – как объективную реальность. Скажем так: она дважды созидатель.

Её жизнь полна дел. Вот лишь кое-что, навскидку.

Нынешний, твёрдо стоящий на ногах и пользующийся безоговорочным авторитетом Ангарский музей боевой славы начинался трудно, с преградами, неурядицами. Пригрела на первых порах музей и его инициатора, горячего энтузиаста Ивана Никитовича Пураса, благословила на жизнь и славные дела Ксения Фёдоровна Васильева во Дворце пионеров.

В 60-70-е годы на стадионе «Ангара» залпом шли массовые праздники-представления. Режиссёрско-постановочный штаб не обошёлся без такой мощной силовой «подстанции», как Васильева. Ей поручили один из самых сложных участков этого фронта – так называемый фон-мозаику. На одной из трибун сотни ребят под её началом с помощью сотен разноцветных флажков выкладывали тексты и рисунки, создавая художественное оформление стадионных представлений. Срепетировать это, скажу вам, немыслимая морока. Но Ксения Фёдоровна надёжно держала эти вожжи в руках.

Раз её наградили поездкой в Париж. На самой верхотуре Эйфелевой башни, откуда открывается захватывающая дух панорама самого красивого города мира, она с коллегами из разных регионов по комсомольско-пионерским изыскам беседовала о… своей работе. Когда в былые времена я услышал об этом, мне это показалось забавным. А теперь, спустя годы, так не кажется. Ксения Фёдоровна всю жизнь, беспрерывно и неустанно, думает о своём деле, которому предназначена судьбой. Всё остальное – по пути, между делом, в минуты отвлечения.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры