Сэкономили на бензине
Розничные продавцы нефтепродуктов констатируют сокращение продаж автомобильного топлива
Жители Иркутской области в 2009 году стали серьёзно экономить на бензине. Участники рынка впервые за много лет заговорили о существенном падении его ёмкости. За год он потерял около 15%. Крупнейший розничный продавец автомобильного топлива – ЗАО «Иркутскнефтепродукт» – уже сообщил о снижении выручки почти на 37%. В компании во всём винят экономический кризис. По прогнозам специалистов, по итогам года сети сократят объём реализации практически на 200 тыс. тонн, или на треть. При этом следует констатировать, что на структуре регионального рынка эти обстоятельства не отразились.
На протяжении последних пяти лет ёмкость регионального рынка нефтепродуктов в среднем росла на 4% в год. Но начиная с четвёртого квартала 2008 года этот показатель стал уменьшаться, и в третьем квартале 2009 года снижение составило 10–15%. Причина, считают специалисты ЗАО «Иркутскнефтепродукт» (ИНП), – последствия мирового финансово-экономического кризиса. Выручка от реализации нефтепродуктов без налогов по ИНП за третий квартал 2009 года снизилась по сравнению с тем же периодом 2008-го на 36,9%, это произошло за счёт снижения объёмов продажи топлива на 13,5% и снижения средней цены реализации на 26,9%, поясняется в отчёте. Сведений о других участниках получить не удалось, их руководство было недоступно для комментариев, а в системе раскрытия информации они не участвуют.
Согласно оценке аналитика «ФИНАМа», объём реализации топлива в сбытовых сетях Иркутской области по итогам года составит порядка 370–390 тыс. тонн. В денежном выражении это 8,5–9 млрд. рублей. По данным ИНП, за прошлый год в Иркутской области в розницу было продано 586 тыс. тонн нефтепродуктов.
Тем не менее кардинальных изменений в составе игроков, по словам участников процесса и аналитиков, не произошло. Общее количество автозаправочных станций и комплексов на территории региона по сравнению с прошлым годом выросло незначительно – если в прошлом году их было 408, то в нынешнем не более 420. Темпы роста стабильны: и в 2008-м, и в 2009-м в области появилось примерно по 12 новых АЗС. В том числе в столице Приангарья в настоящее время работает около 80 заправок, причём их количество за год увеличилось всего на 2-3.
На долю ИНП, по отчётам самой компании, приходится более 20% АЗС. В этом году их число выросло с 83 до 85. Основных участников, занимающих на региональном рынке светлых нефтепродуктов существенную долю, шесть. По объёмам реализации, подсчитал аналитик ИК «ФИНАМ» Александр Ерёмин, «Иркутскнефтепродукт» занимает около 40% рынка, «КрайсНефть» (под этим брендом работает ООО «Контерра». – «Конкурент») – около 18–20%, «Фаст-Ойл» – 9–10%, «Ангарская Топливная Корпорация» – порядка 7-8%, «ОМНИ» (бренд ООО «Парламент-А». – «Конкурент») – около 5% и «Ирквест» – 4%.
По итогам прошлого года самый крупный игрок – «Иркутскнефтепродукт» – оценивал свою долю в розничной продаже нефтепродуктов в 39% от общего объёма, что составляет 210 тыс. тонн. Наиболее активно развивающимся конкурентом ИНП специалисты компании назвали «КрайсНефть», доля реализации которой, по оценкам, в декабре 2008 года составила 16%. При этом заметно было снижение присутствия розничной сети «ОМНИ». Так, если по итогам позапрошлого года доля «ОМНИ» составляла порядка 13%, то по итогам 2008-го – уже 10%. При сохранении этой динамики в ИНП ожидали снижения доли конкурента в 2009 году до 6–7% на фоне увеличения доли «КрайсНефти» до 16–17% и выше.
Мелкие сети и независимые АЗС в настоящее время совокупно занимают около 13–15% рынка, причём в этом сегменте наблюдается устойчивая тенденция к сокращению рыночной доли, считает Ерёмин. По словам другого собеседника «Конкурента», пожелавшего сохранить анонимность, доля «одиночек» уже сейчас не превышает 10%. Он связал это с тем, что крупные сети проводят активную политику по увеличению своего «куска пирога».
В этом году прямые сделки по смене собственника АЗС-«одиночек» были такой редкостью, что эксперты не смогли их припомнить – все слияния и поглощения происходили на уровне брендовой политики. Последняя крупная покупка целой сети произошла в конце прошлого года, когда заправки «Иркутской Топливной Компании» перешли под крыло «КрайсНефти». ИТК была продана в рамках реструктуризации бизнеса её прежнего владельца. «Слишком хлопотно стало в конце прошлого года заниматься и строительством, и заправками», – пояснил эксперт.
В этом году, в конце первого полугодия, напомнил Александр Ерёмин, прошла информация о планах «Иркутскнефтепродукта» по приобретению 36 автозаправок «КрайсНефти». Более конкретных сведений не появлялось, сожалеет аналитик, в связи с чем судить о перспективах сделки сложно. При этом он подчеркнул, что Роснефть ориентирована на экспансию на рынке сбыта. Более того, она обладает для этого необходимыми финансовыми и административными ресурсами. Участники рынка в целом адекватно воспринимают усиление позиций Роснефти и не могут особо препятствовать данному процессу.
Крупные сети предлагают «малышам» договоры сотрудничества, продают бренд либо просто навязывают свои условия ведения бизнеса, от которых в кризис трудно отказаться. С другой стороны, владельцы одной-двух АЗС и сами не прочь «поиграть за чужой счёт» – узнаваемый логотип, фирменный стиль и название привлекают потребителей, поэтому бывают случаи, когда бренд крупной сети используется без ведома правообладателя. Так, например, в отдалённых районах региона встречаются АЗС, копирующие символику «ЛукОйл» или «Сибнефти». «Такое нахальство заправок, с одной стороны, признак высокой конкурентности рынка, с другой – конкуренция эта, конечно, недобросовестная. Вряд ли представители «ЛукОйла» поедут разбираться в Киренск», – отметил эксперт. Не исключено, однако, что крупные игроки сами по каким-то причинам не препятствуют этому. Так или иначе, под брендом Роснефти в Иркутске сейчас работает около 20 АЗС, «ОМНИ» – около 24, «КрайсНефти» – около 18 (с учётом сети ИТК).
Постепенная консолидация рынка в руках нескольких ключевых игроков будет происходить и в дальнейшем. Доля «Иркутскнефтепродукта», очевидно, продолжит возрастать в ущерб рыночным долям остальных розничных операторов, предполагают эксперты. Александр Ерёмин считает, что это будет происходить за счёт ценовой конкуренции, поскольку у вертикально интегрированных компаний рентабельность бизнеса выше, а также за счёт активной экспансии. А вот объёмы рынка будут зависеть исключительно от цен на топливо, констатируют аналитики. Они будут определяться по новой формуле, разработанной ФАС с участниками рынка, с привязкой оптовой стоимости на нефтепродукты к динамике мировых цен на нефть.