Семя, брошенное в почву
Про директора ЗАО «Большееланское» Виктора Михайловича Шадрина специалисты-аграрники говорят с уважением. Правда, кое-кто уточняет: «Но он всегда идёт своим путём». Что есть, то есть. В 70-е – начале 80-х годов прошлого века в Иркутской области остро дебатировался вопрос о сроках сева. Есть так называемые оптимальные сроки. Запоздаешь – будут сложности с вызреванием, начнёшь намного раньше – болезни одолеют семя, брошенное в почву. Пока специалисты спорили, Шадрин всё раньше и раньше приступал к севу. В конце апреля пыль стояла столбом над полями совхоза «Большееланский» Усольского района, которым он руководил. Наступала осень, и тёртые аграрники только руками разводили. «Эх, и нам пораньше надо было начинать сеять», – говорили они, глядя на хмурое небо.
Вот и в нынешнем сложном и холодном году сумели большееланцы к 15 сентября убрать хлеба, а через три дня на регион обрушился мощный снегопад. На огромных площадях хлеба оказались в снежном плену, а у Шадрина хоть бы один колос попал под снег. Или взять кукурузу. Она более полувека назад прописалась на полях Приангарья. Самые различные методы силосования предлагались, внедрялись, опробовались, а Шадрин сохранил верность самому простому – наземному, в курганах. И трудно доказать, что это расточительно…
Нынче поздней осенью в «Большееланском» открывался новый корпус молочной фермы. За многие годы какие только фермы не доводилось видеть. Из некоторых хотелось скорее вырваться на «волю». А каково тем, кто утром, вечером и в обед вынужден был там работать? Не случайно в годы так называемого застоя шло активное обновление материально-технической базы животноводства. Так, в 1990 году было введено помещений на 22,2 тысячи голов крупного рогатого скота… Сейчас о таких объёмах и не мечтаем, в 10-20 раз меньше вводится. Но… Вдруг получаем приглашение на пуск очередного животноводческого корпуса в ЗАО «Большееланское».
То, что увидели, поразило. Это был не корпус, а нечто похожее на белоснежный пароход. А внутри – огромная кубатура, ажурные опоры. Корпус оборудован самыми современными механизмами. В этом огромная заслуга работников Центральной строительной компании из Усолья-Сибирского. Кстати, цена объекта – десять миллионов рублей. Из них три миллиона – кредиты Россельхозбанка, а семь миллионов – собственные средства. На торжественном мероприятии, посвящённом пуску нового корпуса, Виталий Михайлович, обращаясь к своим дояркам, сказал:
– Женщины! В создании этого корпуса есть немалая доля вашего труда. Потому что семь миллионов рублей – это молочные деньги, они вами заработаны, и вот теперь мы материализовали их в новый производственный корпус на 200 коров.
Ежесуточно на ферме надаивают по 16 литров молока, или вдвое больше, чем в среднем по Иркутской области. За десять месяцев надой на корову превысил 5520 килограммов. Результат отличный. Продукция целиком перерабатывается в хозяйстве и на реализацию поступает уже в виде готовых продуктов. Кстати, два года назад «Большееланское», используя возможности национального проекта «Ускоренное развитие АПК», тоже строило корпус для коров. По тому проекту выделялись кредиты, компенсировалась процентная ставка, то есть и тогда строили не «на дармовщинку».
Теперь одно «Большееланское» ежедневно поставляет городу свыше 11000 килограммов молока. Это сколько же жителей кормятся этой продукцией! Побольше бы нам таких сельских коллективов. И поменьше обидных нареканий в адрес селян.