издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не время молодых

Выпускники вузов рискуют остаться без работы, не выдержав конкуренции более опытных соискателей

Прошедшая в Иркутске ярмарка вакансий продемонстрировала поразительную некомпетентность и безынициативность молодых соискателей. Выпускники и студенты вузов заполняют резюме менеджера «с целью найти новых друзей», сваливают миссию поиска работы на своих родителей и вообще слабо представляют, что им нужно, придя на встречу с работодателями. Самыми востребованными вакансиями у молодых людей оказались должности типа официанта или страхового агента. После посещения ярмарки корреспонденту Ксении ДОКУКИНОЙ показалось, что у таких соискателей практически нет шансов конкурировать с уволенными в связи с кризисом сотрудниками предприятий, хотя многие работодатели готовы брать работников и без опыта.

Из иняза – в сауну

Одной из самых распространённых вакансий на ярмарке стала должность страхового агента. И одной из самых популярных. Вокруг стендов фирм страховщиков (их было три штуки) постоянно собирались толпы. По словам руководителя агентской группы «Первой страховой компании» Валентины Арбатской, в основном эта работа привлекла студентов, хотя подошли несколько женщин, сидящих дома с детьми. «Заинтересовалась женщина предпенсионного возраста, оставшаяся безработной после закрытия ИВВАИУ», – отметила она. Требования к агенту незамысловатые: образование не ниже среднего специального, стрессоустойчивость, коммуникабельность. Количество вакансий не ограничено. Поле для работы в регионе большое, считают страховщики.

Огромной популярностью пользовались вакансии обслуживающего персонала: продавцы, повара, официанты, бармены, горничные. «Ко мне подходили консультироваться около двухсот человек, – прикинул начальник отдела по подбору персонала «Байкальской визы» Владимир Михайлов. – Вначале многим была любопытна вакансия сомелье, видимо, за счёт необычности. А в основном интересуются постом администратора – подозреваю, им нравится звучание этой должности, хотя вакансия не особо перспективна». Как раз в момент произнесения этой фразы выпускница иняза записывала телефон, чтобы устроиться администратором сауны.

«Мозги» с опытом и без

За счёт хлынувших на рынок труда уволенных работников, предприятия, которым раньше требовались «хоть какие-нибудь сотрудники с технической специальностью», сейчас могут позволить себе привередничать. «У нас только одна вакансия – ведущий инженер-электрик с опытом в проектировочных работах», – сообщила  менеджер по персоналу ЗАО «Электросетьпроект» Людмила Бызова. По её словам, все, кто интересовался этой должностью, отметались по причине нехватки квалификации. Единственный претендент, рискнувший оставить резюме, скорее всего, не пройдёт: хотя квалификация у него соответствующая и опыт работы есть, нет стажа именно в проектировании. «Нам нужен тот, кто стал бы работать без обучения, – пояснила Людмила Бызова. – Те, кого нужно обучать, и так есть, а таких, кто учит, мало». Предприятие на уступки идти не собирается, и если по итогам ярмарки претендент не найдётся, вакансия пока останется открытой. «В условиях кризиса компаниям проще, чем отдельным работникам, – уверена она. – Подходящего специалиста мы найдём».

«Высшее образование и желательно опыт», – объявила требования на вакансии инженера-электронщика и наладчика оборудования представитель фирмы «Байкальская вода». По её словам, все предложенные вакансии востребованы на рынке, но сразу набрать работников не получается из-за местоположения завода – он находится в Порту Байкал. «Однако рынок труда насыщен соискателями, поэтому в крайнем случае людей без опыта, но с высшим образованием мы себе точно найдём», – считает она.

Рассматривать резюме специалистов без стажа готовы были на производственных предприятиях: кризис научил и их лояльности. «С августа мы находимся в режиме неполного рабочего дня, – рассказала менеджер по персоналу Иркутского завода машиностроения Евгения Зверева. – В феврале, слава богу, переходим на нормальный график, поэтому заранее ищем сотрудников». На заводе несколько рабочих технических вакансий и пять свободных инженерных должностей. «Главное – образование, – пояснила Евгения Зверева. – В последнее время на не слишком ответственные должности завод берёт людей и без стажа».

«Сейчас сложно найти машиностроителей с опытом работы: предприятий этого профиля практически не осталось в городе, да и вуз, выпускающий таких специалистов, всего один, – сказала начальник бюро подготовки кадров ООО «Иркутский релейный завод» Оксана Бочарова. – Мы готовы взять инженеров-технологов без стажа, но с образованием. Сейчас на завод пришли новые станки и предприятию не хватает «мозгов», – сообщила она.

Вакансии, где требовались «мозги без опыта», разлетались быстро – к тому же, как заметили рекрутёры, количество свободных должностей, где необходимо высшее образование, в этом году по сравнению с прошлым чувствительно сократилось.

Третьим условием работодателей после опыта и образования зачастую становился мужской пол. «В основном мы предлагаем мужскую работу. Девушки пытаются к нам ткнуться, но мужчины нужны больше», – признали в компаниях, интересующихся техническими специалистами.

Мерчендайзер с лидерскими качествами

Мужчины требовались и рекрутёрам непроизводственных должностей. «Морально устойчивый, не привлекавшийся к уголовной или административной ответственности, абсолютно здоровый человек», – описал необходимого им сотрудника командир взвода отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД Иркутска Алексей Чучукалов. По его мнению, из 60 человек, оставивших резюме, им подходят три-четыре. «Но не факт, что они пройдут психолога и учебный центр», – отметил он.

– А какие специалисты нужны? – робко поинтересовались подошедшие девушки.

– Мужчины, – отрезали милиционеры, ещё больше сузив круг потенциальных работников.

«На должности мерчендайзера и водителя-экспедитора нужны студенты и выпускники вузов с очень хорошим баллом в зачётной книжке, активной жизненной позицией, участвовавшие в жизни университета и обладающие лидерскими качествами», – невозмутимо перечислила сотрудница компании «Кока-кола» Алёна Рехтина. По её словам, хотя в компании сейчас не более десяти свободных мест, анкеты во время ярмарки заполнили свыше ста претендентов. При том, что девушки в компанию сейчас не требуются. «А как иначе – такой рынок», – говорит она.

Несмотря на жёсткие рыночные условия, видимо, на правах более востребованного пола некоторые мужчины-соискатели рассчитывали на карьерный рост, ещё не устроившись работать. Корреспондент «Конкурента» стала свидетелем того, как молодой человек попытался добиться такого заочного повышения – возможно, потому, что не знал значения должности, которая его интересовала.

– Мерчендайзер? Это кто? – уточнил он у Рехтиной.  

– Человек, который следит за имиджем компании в торговых точках, – пояснила она.

– А зарплата какая?

– От 15 тысяч рублей, шестидневная рабочая неделя, с 8 утра до 5 вечера.

– А есть какой-нибудь рост? – продолжал интересоваться соискатель.

– Да, мы переводим мерчендайзеров на должности торговых представителей.

– А сразу торговым представителем можно? – не унимался парень.

Оказалось, нельзя. Поэтому молодой человек анкетой соискателей не заинтересовался.

Вообще, отмечают работодатели, изменения на рынке труда почувствовали те люди, которые находились внутри этого рынка. Те, кто только начинает искать работу, зачастую предъявляют завышенные требования к желаемой должности. «Молодых людей больше интересуют должности с перспективно звучащими названиями, – говорят в компаниях. – Многие выпускники вузов ищут вакансии менеджеров и экономистов. А рабочими специальностями интересуются люди постарше либо те, кто окончил техникум».

Зачастую молодые люди на ярмарке вообще слабо представляли, что они хотят найти. «Я окончила журналистский факультет, но работой по специальности не интересуюсь – какой из меня специалист… А чем интересуюсь? Не знаю», – честно призналась одна девушка. Такие посетители из разряда «просто посмотреть» приходили уже к середине мероприятия, когда некоторые работодатели, раздав все листовки, и вовсе собирались уходить.  

Удивляли молодые соискатели и сотрудников региональной службы занятости. Например, на конкурс резюме, проводившийся на ярмарке, была подана заявка на должность менеджера, где в графе «Цель поиска работы» значилось «желание найти новых друзей и больше общаться», рассказала сотрудница службы занятости населения Иркутской области Наталья Гандина. Среди типичных ошибок соискателей она также назвала небрежное отношение к документам и написание резюме на нескольких листах. «Люди считают, что чем больше они о себе расскажут, тем успешнее будут выглядеть», – пояснила она.

Некоторые потенциальные работники, вероятно, чтобы не наделать ошибок, перекладывали миссию поиска своей должности на родственников. Работодатели признались, что пару раз их вакансиями интересовались бабушки и дедушки соискателей. Корреспондент «Конкурента» пообщалась с папой одного из желающих найти работу. Должность дворника или уборщика его не устроила, потому что «сын с техническим дипломом, но стесняется». Когда сыну посоветовали попробовать устроиться инженером на завод Куйбышева, отец отрезал:

– Завод уже себя исчерпал. Туда лучше не подходить.

На работу с ребёнком

– Пойдём в библиотеку устроимся?

– Не, я книжки воровать буду, – такой диалог подслушала корреспондент «Конкурента» на ярмарке. Профессии для людей с гуманитарным образованием типа «нянечки, воспитатели, педагоги, библиотекари» по-прежнему не особо востребованы. «В области дефицит педагогов, – рассказала делопроизводитель детского сада «Рябинка»

Марина Кузьмина. – Не хотят люди идти на нашу зарплату».

Оклад у педагогов детсада – 2 тыс. рублей. Конечная сумма жалованья зависит от разряда. Самый высокий разряд – 14-й. К работодателям подошла воспитатель с 13 разрядом и 25 годами стажа за плечами. Марина Кузьмина посчитала, на что она может рассчитывать:

– 4461 рубль, плюс районный коэффициент, плюс надбавки. Где-то тысяч 7–8 будете получать.

По словам Марины Кузьминой, в детский сад людей толкает даже не кризис, а невозможность устроить туда ребёнка без очереди. «На подачки государства приходят работать зачастую из-за детей», – говорит она.

Рынок работодателей

Недавняя ярмарка вакансий собрала 4358 соискателей. Более 50 компаний представили 524 вакансии. По словам организаторов, количество желающих найти работу осталось примерно на уровне прошлого года. Тогда как работодатели отметили, что потенциальные сотрудники «повзрослели»: среди них появилось больше уволенных людей с опытом работы и реальными взглядами на вакансии. «В прошлом году люди искали высокий доход. В этом многие остались без работы, поэтому готовы идти, например, не на 20 тысяч, а на 10 – лишь бы на стабильный заработок», – заметил начальник службы по персоналу ООО «Энергозащита И» Игорь Нечкин.

Рынок труда сейчас принадлежит работодателям, и последние отлично понимают это. На ярмарку вакансий представители компаний пришли с чёткими установками о том, какие именно сотрудники нужны их предприятиям, и торговаться об условиях готовы были далеко не всегда. И рекрутёры подозревают, что среди нашедших работу будут преобладать соискатели со стажем.

[title=»Статистика» width=»100%»]
К 1 декабря количество безработных в регионе по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года выросло более чем на четверть, достигнув 33,4 тыс. человек, сообщили
в службе занятости Иркутской области. Безработица в Приангарье сейчас зарегистрирована на уровне 2,6% – это на 0,8 пункта выше данных на начало года. Самая напряжённая ситуация на рынке труда – в Жигаловском, Катангском, Качугском, Слюдянском, Тулунском, Чунском  районах,
городах Черемхово и Свирск: там уровень зарегистрированной безработицы превысил 5%,
причём в Слюдянском районе он достиг 7,5%, а в Катангском – 9,6%. Самый высокий процент безработных зарегистрирован среди жителей сельской местности – 32,5%. 23,8% людей, оставшихся без занятия, – это родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, 21% – граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, 17% – молодые люди в возрасте 20-24 лет, 16,5% – сотрудники, уволенные в связи с ликвидацией либо сокращением численности,
и 14,1% – впервые ищущие работу жители области. 56% безработных – женщины.
В то же время потребность региональных предприятий в трудовых ресурсах, по данным на 4 декабря, составила 19,5 тыс. людей – более чем на четверть меньше, чем в прошлом году.
В большинстве случаев – 83% – компании Иркутской области нуждаются в сотрудниках рабочих профессий. Наибольший спрос на рабочую силу наблюдается в строительстве – 28%, образовании – 17%, государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении – 8%, оптовой и розничной торговле, обрабатывающем производстве, охоте, сельском и лесном хозяйстве – по 7%. Самыми востребованными сотрудниками являются рабочие строительных профессий, а также  воспитатели, водители автомобилей, повара, подсобные рабочие, охранники, уборщики помещений. Повышенным спросом у работодателей пользуются рабочие высокой квалификации и специалисты, выполняющие комплекс взаимосвязанных работ: универсальные электрики, электрогазосварщики, водители сельскохозяйственной техники.
В сельской местности нужны врачи, учителя, водители сельхозтехники. Самые невостребованные вакансии сейчас – это специалист по туризму, агент по недвижимости, юрист со средним профессиональным образованием, журналист, банковский работник, бортпроводник.
А на учёте в органах службы занятости состоят в основном бухгалтеры, водители, инженеры, продавцы, экономисты, юристы, охранники, кладовщики, техники, секретари, менеджеры офиса, администраторы, кассиры и бортпроводники.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры