«Помогите нам... дать вам денег»
«К 2015 году слова «работать по-иркутски» будут передовыми для страны», – заявил губернатор Дмитрий Мезенцев во время визита гендиректора Роснано Анатолия Чубайса в Иркутск. Но пока опыт передовиков перенимать рано. Инновации «по-иркутски» с точки зрения Чубайса выглядят так: «Как-то всё медленновато, задумчиво, в облаках. Проснуться надо всем вместе взятым». Итогом визита главы Роснано стало пока не соглашение, а лишь протокол о намерениях.
Анатолия Чубайса в Иркутске ждали с апреля. Аккурат к его визиту на пятом этаже «Серого дома» появились новые ковровые дорожки, а в зале правительства, несмотря на жёсткие списки, почему-то гостей оказалось намного больше, чем стульев. Их даже пытались «в пользу инноваций» отнять у журналистов. За день до этого Анатолия Чубайса свозили на промышленную площадку «одного из любимейших проектов Роснано» Nitol solar в Усолье-Сибирском. Не любить проект, в который уже вложено 7,5 млрд. рублей, было бы глупо. «Это наш вклад в развитие инновационной экономики Иркутской области, – заявил Чубайс. – Для региона это ощутимая цифра, и вряд ли есть какие-то другие инвесторы, приезжающие в Иркутск с такого масштаба проектами». На вопрос «Конкурента» «А не будь проекта Nitol, увидели бы мы делегацию Роснано в Иркутске?» управляющий директор по инфраструктурной деятельности ГК «Роснанотех» Евгений Евдокимов ответил: «Без комментариев».
Губернатор Дмитрий Мезенцев объявил журналистам: «Многие проекты Иркутской области рассматриваются как перспективные на площадке Роснанотеха». Как раз эти проекты Анатолию Чубайсу и показали в Иркутском государственном техническом университете. Количеством 16 штук. Дмитрий Мезенцев заверил главу Роснано, что «сарафанное радио» в научной и общественной среде Иркутска работает хорошо и все уже в курсе того «космоса вопросов», которые Чубайс задавал авторам «не ленясь». Министр экономического развития, науки и высшей школы Иркутской области, вице-премьер правительства Владимир Пашков закрепил тему поступательного инновационного развития Иркутской области. На заседании правительства он зачитал «краткие тезисы» к фразе губернатора «К 2015 году слова «работать по-иркутски» будут передовыми для страны». Пашков заявил, что регион «уже не может гордиться теми показателями, которыми раньше можно было гордиться». А значит, ему нужен «инновационный прорыв». Напомним, что пока в регионе нет программы инновационного развития, а объём финансирования на конкурс инноваций в бюджете 2010 года сокращён минимум в пять раз. Зато под «сближение с Роснано» сейчас реорганизуется министерство Владимира Пашкова. «Мы серьёзно усиливаем инновационный блок, – сказал он. – И специально выделяем такое направление, как Роснано». Дмитрий Мезенцев в помощь вице-премьеру Пашкову делегировал ещё Дмитрия Ялова. «Дмитрий Анатольевич, встаньте, пусть на вас все посмотрят», – сказал губернатор. Глава области заявил, что инновационной паре можно звонить «полночь-заполночь» всем людям с «дикими идеями».
Рулевой Роснано был предельно дипломатичен. И даже назвал иркут-ские проекты «интересными». Но позже, общаясь с журналистами, не сдержался: «Всё-таки маловато для Иркутского региона. И стадии сыроватые. При том объёме ресурсов, который есть в Иркутской области, существенно больше можно сделать. Ребята не дадут мне соврать – я всем говорил: «Дайте нам заявку». Мне в ответ: «Обсуждается вопрос подачи заявки в Роснано». Да обсудите уже скорее и дайте её нам! Помогите нам… дать вам денег. Как-то всё медленновато, задумчиво, в облаках. Проснуться надо всем вместе взятым». И добавил, что регион может претендовать на долю «фантастических ресурсов» Роснано в 310 млрд. рублей. «Средства, которые мы выделяем по нашему мандату, мы выделяем на предельно привлекательных условиях, – заявил Чубайс. – Такого масштаба и привлекательности финансовых условий, скажу просто, в стране не существует».
По информации «Конкурента», только два из пяти проектов, находящихся на рассмотрении в Роснано, – проекты Nitol solar и «Химии древесины Фарма» – прямое производство, все остальные просят средства на завершение научно-исследовательских разработок. Документы одного из них, ООО НПП «Вия», на научно-исследовательские конструкторские работы по производству сульфолана на базе АНХК отправлены на доработку. Документы по ещё одному – производство асфальтовяжущих частиц, модифицированных наночастицами углерода (ИрГТУ) – сейчас рассматриваются.
Сам Чубайс, естественно, больше всего говорил о Nitol Solar. Усолье с лёгкой руки губернатора превратилось в «Усолье-сити», а по велению Владимира Пашкова и вовсе стало называться Силиконовой долиной. Чубайс тоже не скупился на эпитеты, заявив, что Иркутская область «заняла уникальное место» в кремниевом кластере страны, который «Советский Союз провалил к чёртовой матери». Nitol Solar с уст не сходил, а его гендиректора Дмитрия Котенко губернатор заставлял вставать, «чтобы все видели героя». «Берём осторожный вариант – 10 млрд. рублей объём продаж к 2015 году, – посчитал Чубайс прибыли Nitol Solar. – Годовой ВРП – где-то под 500. 10 млрд. рублей – это 2% роста в одном проекте. Коллеги, у вас таких проектов должно быть пятьдесят! Ладно, убрал свой большевизм, десять хотя бы сделайте. Это 20-процентный рост ВРП за 3-4 года. Без нефти, без газа, без золота-бриллиантов!». «Беспартийный губернатор и не большевик» Дмитрий Мезенцев остановился на 5-6 проектах. «Принимается как стартовая планка», – сказал глава Роснано.
Чубайс отметил ещё два проекта – «Солнечный кремний» и производство лекарственных средств из лиственницы. «Нам сегодня учёные рассказали об очень интересной альтернативной технологии производства кремния, – отметил он. – Пока трудно судить, сработает или не сработает, но могу с уверенностью сказать, что мы будем этим заниматься, и заниматься серьёзно. И возможно, что именно здесь, помимо Усолья-Сибирского, ещё и Шелехов сможет стать вторым центром отечественной кремниевой долины». В свою очередь Дмитрий Мезенцев поразился «интегрально важным показателем» второго проекта. «С одного куба лиственницы получается 300 тысяч рублей дохода, – удивился губернатор. – А предприятия, которые производят целлюлозу, в лучшем случае получают 10 тысяч рублей. Я думаю, что мы должны помочь Василию Анатольевичу (автор проекта профессор Василий Бабкин. – Авт.) адаптировать те предложения, которые вчера были представлены», – сказал Мезенцев, обратившись к Чубайсу. «Конечно, ждём заявку», – ответил Чубайс. «С того года она у вас лежит», – обрадовал главу Роснано Василий Бабкин. Чубайс не растерялся и пожелал удачи с прохождением научно-технической экспертизы. Дмитрий Мезенцев «нерыночным способом» попросил о «большем внимании генерального директора компании» к лиственничному проекту. «Я себе пометил проект, но влиять на мнение экспертов ни впрямую, ни косвенно мы не будем», – заявил Чубайс. Кстати, он сделал вывод, что в Иркутске «мощный куст» инновационной медицины. И попросил включаться в общероссийский тренд борьбы с раковыми заболеваниями. «От опухоли простаты мужики мрут, и всё тут!» – опечалился глава Роснано.
«36 у вас вузов, правильно? – поинтересовался Чубайс у губернатора. – Один Массачусетский технологический институт создал объём бизнесов, равный 14-му ВВП в мире! Один вуз построил страну. А у вас 36. Да голову, голову надо к этой задаче приложить!». Чубайс предложил иркутянам строить компании не «правой рукой через левое ухо», а нормальные, опираясь на «выпущенный с боями закон № 217».
Перчатку тут же подхватил председатель совета ректоров Иркутска Михаил Винокуров. «Мы сейчас напоминаем мальчика, который сидит в комнате, папа ему связал руки и шлёпает его по попке, – ректор был очень эмоционален. – Вот, посмотри, в соседней квартире Петя рулады выдаёт на скрипке, а ты не умеешь». Винокуров напомнил, что вузы лишены прав банковской деятельности, облагаются налогами, как любая коммерческая структура, а всё купленное автоматически становится государственным. «Гарвард добывает 36 млн. тонн нефти, но ему же это разрешено? – отметил ректор. – Науке надо дать свободу». «У вас есть понимание к концу года, сколько инновационных компаний в рамках 217 закона будет создано в пределах Иркутска?» – сказал Чубайс. «Мы не можем на свои деньги открыть предприятие, – ответил Винокуров. – Только и можем говорить: «Вася, дай деньги под разработку». «Ответа я не услышал, – заявил Чубайс. – Вообще, без всякого закона существуют десятки возможностей создать такого рода бизнес, а закон это облегчил в сотни раз. А вы говорите: нет, не надо нам закона, дайте ещё больше свободы». «Под нашей крышей и сейчас существуют 40 предприятий, – вошёл в раж Винокуров. – А закон, о котором вы говорите, – он слабый, он не будет работать!». «Я не согласен с вашей позицией», – сказал Чубайс. «Ну и я не согласен с вашей», – парировал Винокуров.
Губернатору пришлось быстро свернуть дискуссию и инициировать подписание «протокола о намерениях». Напомним, что ещё полгода назад речь шла о соглашении. «Подписание соглашения было отложено, поскольку готовилось оно предыдущей администрацией и сейчас требует доработки. Мы его всё равно рано или поздно подпишем», – успокоил корреспондента «Конкурента» Владимир Пашков.