издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жизнь в мире рисков

  • Автор: Ирина ЗЫРЯНОВА, для «Восточно-Сибирской правды»

Областное отделение Российского философского общества начало свою деятельность в Иркутске год назад. А на днях актив общества собрал на первую областную научную философскую конференцию учёных и студентов вузов и сузов региона, представителей министерства образования Иркутской области, Российской ассоциации политологической науки, философской общественности. Тема конференции – «Теоретико-познавательные аспекты становления современной образовательной реальности: ответы на вызовы времени».

«Философское сообщество должно помочь системе образования научиться жить в мире рисков, – так концептуально сформулировала идею конференции заместитель министра образования Иркутской области Людмила Любимова. – В новом веке педагог поставлен в один ряд с исследователем, он стал ключевой фигурой образовательного процесса. Помня выражение Цицерона о том, что «философия – это культура ума», важно, чтобы учитель осмысливал современные изменения философски».

В последние годы изменения происходят стермительно: глобализация социального пространства дотянулась до самых отдалённых и заповедных уголков региона. На этом фоне ярче проявились такие черты социума, как разобщённость, неопределённость. Накапливаются вопросы, ответы на которые нельзя найти в предыдущем опыте человечества. Значит, нужно идти на ощупь, изобретать новые «велосипеды»?

Современная философская наука предлагает чётко сформулировать комплексные проблемы, условно называя их «вызовами». Тогда будет ясно, чему должна противостоять гуманитарная, в том числе образовательная мысль. Среди этих вызовов, или рисков, учёные называют в первую очередь маргинализацию общества, подразумевая отход от естественного, гармоничного пути развития; информационный бум, который заставляет индивидуальность раствориться и запутаться в информационных сетях; экологическую опасность, всё очевиднее дающую понять, что, если человек не научится жить с природой, он прекратит существование.

В своём докладе председатель иркутского философского общества, директор педагогического колледжа № 1 доктор философских наук Виктор Колесников пояснил: «Наука сегодня потеряла монополию на истину, поскольку она несёт в себе зерно рациональности и не может выйти за собственные рамки. Отраслевой подход осколочен, а целое из осколков сложить нельзя. Будущее – за межотраслевым, в системе образования – межпредметным мировидением. Радикально изменился характер взаимодействия педагога и ученика, и этот характер подразумевает новое содержание образования. Мы уходим от авториторизма учителя, который более не является для ученика безусловным авторитетом, в современном информационном пространстве педагог перестаёт быть единственным вещателем истины. Функция учителя другая – соразмышление наставника с учеником, обучение принципам, способам ориентации в современных информационных потоках, современном мире, формирование ценностной системы».

Таким образом, образование должно подняться над сиюминутностью педагогической ситуации, его задача, по выражению Гегеля, «поднять каждого до всеобщей человеческой сущности». Современная философия утверждает, что не рациональный, а творческий человек будет решать задачи, стоящие перед обществом будущего. Чтобы система образования могла воспитать такого человека, конференция предложила векторные наброски на ближайшую перспективу. Сначала нужно изучить современную действительность, поскольку образование должно быть производной от реальности, а не наоборот. Важно, чтобы преобразования носили характер локальный и контролируемый. Инновации надо замечать и поддерживать. Необходимо по-новому взглянуть на знания и способ их получения, ибо «многознание уму не научает».

Отдельной темой для разговора философов области и заинтересованных лиц стало введение религиоведческого компонента в современный образовательный процесс. Уже решён вопрос о существовании нового предмета в школьной программе, написаны и ещё пишутся учебники. Однако что должно быть в основе предмета, по сей день вызывает споры. По мнению Евгения Щербакова, кандидата философских наук, доцента ИГУ, «мировоззрение сегодня приватизировано, оно является манипулированием правящих элит. Религиоведение как предмет может быть компромиссом между наукой и религией».

В резолюции, принятой на конференции, было записано: «Введение религиоведческого компонента в современный образовательный процесс расширяет возможности личностного выбора, позволяя тем самым расширять возможности толерантного участия как представителей старшего поколения, так и молодёжи в утверждении общечеловеческих ценностей».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры