издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как нам дожить до весны

  • Автор: Владимир ДЁМИН, «Восточно-Сибирская правда»

Если не знать обстоятельства, которые предшествовали приходу Дмитрия Мезенцева на пост губернатора, то можно подумать, что он всю жизнь только и готовился к этой работе. Хотя уже сейчас понятно, что нынешний глава региона побил все рекорды, установленные предшественниками, по количеству проведённых встреч, совещаний, форумов и подписанных соглашений (как в количественном, так и качественном измерении), а темп работы не снижается.

В течение месяца с небольшим, прошедших с того дня, когда был преодолён стодневный рубеж, Дмитрий Мезенцев провёл в Москве встречи с генеральным директором государственной корпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым, министром регионального развития РФ Виктором Басаргиным, генеральным директором государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» Анатолием Чубайсом, директором Федерального агентства специального строительства России генералом армии Николаем Аброськиным, заместителем министра промышленности и торговли РФ, председателем совета директоров Байкальского ЦБК Андреем Дементьевым, председателем государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», председателем Межбанковского объединения Владимиром Дмитриевым, министром транспорта РФ Игорем Левитиным, главой Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андреем Алпатовым. И это далеко не полный список, за каждым пунктом которого – очередной шаг к решению областных проблем.   

За это же время губернатор сделал несколько важных обязательных ходов: подписал указ о назначении сенатора, внёс на рассмотрение Законодательного Собрания проект бюджета, встретился с Общественной палатой области и активом профсоюзов. Последнюю встречу стоило бы рассматривать в едином контексте с двумя другими встречами – с президентом Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Константином Шавриным и президентом Иркутского регионального объединения работодателей «Партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей» Николаем Мельником. Увы, эти встречи проходили за закрытыми для СМИ дверями, поэтому судить об их содержании практически невозможно.

Встреча с профсоюзами ознаменовалась сбывшимся прогнозом: власть и общество действительно говорят на разных языках. Власть в лице губернатора готова объяснять свою позицию, а общество в лице профсоюзных работников ушло в глухую оборону и ни одним конструктивным предложением не порадовало. Может быть, позже, если встречи станут регулярными и более представительными, – недаром же председатель областного Совета профсоюзов Александр Оболкин напомнил губернатору о необходимости собирать трёхстороннюю комиссию. На этой встрече диалог хотя и с трудом, но шёл – Общественная палата, которую губернатор пригласил к активному обсуждению областных проблем, до сих пор не обнародовала даже собственное мнение о проекте бюджета. Бюджет, надо отметить, оказался первым документом, по которому мнения правительства, депутатов Законодательного Собрания, Контрольно-счётной палаты и всё тех же профсоюзов заметно разошлись. Спор о размерах доходной части бюджета и приоритетах расходной повторяется ежегодно, и в нём не было бы ничего заслуживающего отдельного упоминания, если бы не сам факт: Законодательное Собрание готово спорить с правительством. Осталось выяснить, готово ли правительство идти на уступки, – традиционно этому будет посвящено обсуждение бюджета между первым и вторым чтением.

За «отчётный период» Дмитрий Мезенцев дважды встречался с председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым. Во время первой встречи обсуждалась подготовка к очередному Байкальскому экономическому форуму, во время второй губернатор представил Сергею Миронову претендента на пост сенатора от правительства Иркутской области – Владимира Якубовского. Назначение мэра областного центра на этот высокий, а главное, очень ответственный пост принесло Дмитрию Мезенцеву очередные четыре пункта в рейтинге сайта «Клуб регионов» и вызвало огромное количество лестных комментариев. Считается, что этот шаг развязал губернатору руки в подготовке к

350-летию Иркутска и превратил потенциального оппонента Якубовского в надёжного сторонника. Отчасти это верно, однако нужно учитывать, что главной проблемой при реконструкции того же 130 квартала является отнюдь не позиция городских властей, а неясная перспектива финансирования проекта, неразвитая отрасль деревянного домостроения и необходимость расселения граждан – кого на время реконструкции, а кого и совсем.

Второй вопрос, который возникает в связи с назначением сенатором именно Владимира Якубовского, –  кадровый. Хотя губернатор обещал обнародовать список областного кадрового резерва к 1 декабря, заполнять вакансии нужно уже сейчас и назначение, например, Александра Анчугина руководителем службы государственного финансового контроля означает, что «скамейка запасных» у губернатора всё ещё сравнительно короткая – засидевшиеся в замах чиновники областного правительства, депутаты, чиновники-пенсионеры. Если оправдаются смелые прогнозы о «делегировании» губернатором одного из первых заместителей на пост мэра Иркутска, то восполнять потерю придётся опять кем-то из депутатов Законодательного Собрания. Трудно сказать, рассматривает ли губернатор в качестве кадрового резерва «капитанов регионального бизнеса» – Александр Битаров и Константин Волков были назначены уж точно не за достигнутые производственные показатели.

Есть, разумеется, «варяжская» версия, заключающаяся в том, что на пост мэра (либо на освободившееся место первого заместителя) будет приглашён иногородний специалист, возможно, имеющий иркутские корни, – не зря же губернатор встречался с членами московского землячества «Байкал». Но это означает, что готовиться нужно уже сейчас или выборы будут совсем уж «управляемыми». Для губернатора признание его способности практически единолично решить вопрос с избранием мэра можно считать плюсом, который со временем непременно превратится в минус: если руководитель настолько всесилен, то любая неудача ударит по его репутации. Сам Дмитрий Мезенцев по-прежнему крайне неохотно говорит о приглашении иногородних сотрудников в правительство, хотя в конце октября одним из заместителей министра экономического развития Владимира Пашкова стал бывший работник федерального правительства.

В отличие от Игоря Есиповского, согласившегося возглавить список «Единой России» на выборах в Законодательное Собрание, Дмитрий Мезенцев так и остаётся одним из шести беспартийных губернаторов на всю Россию. Результаты выборов, на которых второе место получил неформальный «блок самовыдвиженцев», можно трактовать по-разному, но стоит, вероятно, обратить внимание на тот факт, что официальная иерархия политических сил не вполне соответствует реальным настроениям в обществе. Помимо Байкальска, судьба которого почему-то не вызывает опасений у члена Общественной палаты РФ Вячеслава Глазычева, есть другие «точки напряжённости», и то же Усолье-Сибирское требует внимания не только политических партий, но и областного правительства. Сегодня там побеждают какие-то малопонятные силы без формального оформления, а завтра перекроют федеральную трассу? В последние дни октября городская Дума Усолья продемонстрировала политическую мудрость и, несмотря на преобладание в ней беспартийных, выбрала спикером всё-таки члена одной из «системных партий».

Во внутренней региональной политике настал период индивидуальной работы с территориями. Губернатор провёл рабочие встречи с десятью мэрами – города Тулуна Виктором Пивнем, Эхирит-Булагатского района Игорем Усовым, Мамско-Чуйского района Владимиром Щаповым, Усть-Удинского района Владимиром Денисовым, Иркутского района Игорем Наумовым, города Черемхова Вадимом Семёновым, Нукутского района Сергеем Гомбоевым, Черемховского района Юрием Шапенковым, Шелехова и Шелеховского района Юрием Зениным и Юрием Сюсиным. Каждая такая встреча, помимо обсуждения индивидуальных особенностей территорий, была посвящена разговору о состоянии систем жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и образования. Учитывая, что в области 39 районов, около полутора десятков сравнительно крупных населённых пунктов, большая часть которых весьма проблемная, губернатору придётся либо общаться с мэрами намного чаще, либо подключать к процессу хотя бы первых заместителей. Визиты Юрия Параничева в Братск и Усть-Илимск пришлись на последние несколько дней перед муниципальными выборами 11 октября и потому воспринимаются не как хозяйственные, а как политические. Мнение это подкрепляется тем, что никаких действительно важных решений по итогам этой поездки не принято и даже не сообщалось, как оценил их губернатор. Возможно, оценки прозвучат во время Регионального совета. Напомним, губернатор обещал сделать его работу регулярной. В октябре состоялось первое заседание Земельной комиссии – органу едва исполнился месяц, а работы перед ним на годы: одних только неудовлетворённых заявок на выделение земли под строительство в Иркутске скопилось более 200.

Проблем в области действительно хватает. Несмотря на множество проведённых совещаний и переговоров, налогов в области планируют получить меньше, а расходов – даже и на благое социальное дело – становится всё больше. Хотя формально отопительный сезон начался вовремя и к 17 сентября министерство ЖКХ, транспорта и связи отчиталось о запуске всех 1195 теплоисточников, несколько населённых пунктов по-прежнему находятся на особом контроле. Котельная в Култуке была запущена только 26 сентября после личного визита Юрия Параничева, «Иркутскэнерго» всё ещё ждёт возмещения затрат на ремонт и запуск ТЭЦ Байкальска. И если посёлок Железнодорожный в Усть-Илимском районе – это застарелая беда, то оставшийся без электричества посёлок Ербогачён – это уже форс-мажор. Правительство области в этой ситуации продемонстрировало способность оперативно решать возникающие проблемы, хотя и не за счёт внутренних резервов, – новые дизельные генераторы доставляли аж из Кемеровской области. Два предложенных области проекта – открытие девяти центров здоровья и начало работы передвижного консультативно-диагностического центра «Поезд здоровья» – не решают проблем с финансированием основной сети медицинских учреждений, а сокращение финансирования молодёжных и спортивных проектов не компенсируется (пока?) активностью общественных организаций. Программа развития малоэтажного строительства проходит под грифом «планируется разработать», и это значит, что до её реализации ещё далеко…

На следующий день после 15-й сессии Законодательного Собрания Дмитрий Мезенцев в очередной раз удивил область, добившись от федерального Министерства финансов выделения области кредита на чрезвычайно выгодных условиях – всего 2,5% вместо 18–20 по коммерческим кредитам. Благодаря этому область на одном только обслуживании кредитов сэкономит многие сотни миллионов рублей. Судя по всему, договорённости строятся не на экономических показателях региона, а буквально на личных ресурсах и связях губернатора. Пока их хватает, но рано или поздно деловые и служебные интересы федеральных чиновников могут войти в противоречие с их хорошим отношением к Дмитрию Мезенцеву.

Очевидно, что, как бы ни было трудно и сложно, губернатор и правительство не упускают из вида ни одну из действительно важных проблем области и могут предложить хотя бы набросок решения по любому вопросу. Даже финансовые проблемы, самые острые не только для регионов, но и для федерального центра, не считаются безнадёжными (губернатор даже сумел нарушить формальное требование Минфина РФ о составлении бездефицитного бюджета). Поэтому жителям области стоит дождаться, когда работа чиновников принесёт результат.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры