Ключи от алмазной кладовой
Институт земной коры отметил своё 60-летие
Институт земной коры Сибирского отделения РАН – признанный центр по проблемам неотектоники, геоморфологии, гидрогеологии и сейсмогеологии. Сотрудниками института выявлены закономерности строения и развития рифтовых зон, открыты новые рудоносные структуры и месторождения, созданы модели процессов формирования горных пород и руд в земной коре, разработан палеосейсмический метод оценки сейсмической опасности, получивший широкое применение в мире, сделаны фундаментальные обобщения по гидрологическим исследованиям.
Когда было принято решение о создании Института геологии, возглавить новое научное подразделение рекомендовали педагога Иркутского университета Николая Флоренсова, несмотря на то что он был тогда только доцентом, а это противоречило общепринятым правилам назначения на руководящие посты в науке.
«Николай Александрович был удивительный человек – глубоко интеллигентный, необычайно доброжелательный, обаятельный и отзывчивый в общении. Он оставил не только богатейшее научное наследие, но и светлую память, согревающую душу», – признаются его многочисленные ученики. Приход Флоренсова в институт оказался судьбоносным и для его творческой деятельности. В числе первых в стране энтузиастов он занялся изучением новейшей тектоники. Большой вклад Николай Александрович внёс в решение задач «геология – геоморфология». Ему принадлежит формулирование понятий о геоморфологической структуре и геоморфологических формациях, идея о литодинамическом потоке – кругообороте вещества-энергии на Земле.
Флоренсов был одним из руководителей группы авторов, создавших многотомную «Историю развития рельефа Сибири и Дальнего Востока». Широко известна его книга «Мезозойские и кайнозойские впадины Забайкалья». Он написал также популярные книги «Троянская война и поэмы Гомера», «Скульптуры земной поверхности», «Загадки земной коры». Память о нём увековечена в названии нового минерала, открытого сотрудниками института, в бронзовом барельефе на фронтоне здания института.
Почти в одно время здесь работали учёные, имена которых широко известны в геологической науке: инициатор, организатор и участник открытия якутских алмазов М.Одинцов, крупный физик-сейсмолог А. Тресков, создатель сибирской школы сейсмогеологов В. Солоненко, гидрогеолог В. Ткачук.
Об истории открытия якутских алмазов написано множество исследований, опубликованы исторические документы. Но самое удивительное в том, что среди официально признанных первооткрывателей многие годы не было имени того, кого специалисты называют «отцом якутских алмазов», – иркутского учёного, члена-корреспондента АН СССР Михаила Одинцова. Не было его и среди тех, кто был удостоен Ленинской премии за это открытие, хотя имя учёного упоминается во всех книгах специалистов. Именно Михаил Одинцов обосновал идею о наличии алмазов на Сибирской платформе, первым «пробил» вопрос о начале их поисков, создал Тунгусскую (Амакинскую) экспедицию, которая и открыла алмазы.
Сложный и одновременно блестящий путь в науке прошёл член-корреспондент РАН Виктор Солоненко — видный российский сейсмолог, основатель палеосейсмологического метода и сибирской школы сейсмологии. Начав работать в годы войны как геолог-поисковик, он развил новые методы и направления в геологии, получил важные для страны практические результаты.
Доктор геолого-минералогических наук Валентина Ткачук основала здесь сибирскую школу гидрогеологии, и её ученики стали известными на весь мир учёными, например, один из создателей и редактор шеститомника «Основы гидрогеологии» член-корреспондент РАН Евгений Пиннекер.
Более 20 лет возглавлял институт академик Николай Логачёв, видный специалист по геологии, стратиграфии, магматизму, глубинному строению и геодинамике континентальных рифтовых зон. Николай Алексеевич был председателем президиума Иркутского научного центра, избирался депутатом Верховного Совета СССР, является почётным гражданином города Иркутска и Иркутской области.
С 1998 года коллективом института руководит член-корреспондент РАН Евгений Скляров – известный специалист в области петрологии магматических и метаморфических процессов, палеогеодинамики. Он учёный современного типа. Ещё когда учился в Новосибирском госуниверситете, окончил специальные курсы английского языка и даже получил специальность переводчика-синхрониста. Это помогало следить за всеми новейшими направлениями в мировой геологической науке, активно сотрудничать с коллегами из других стран.
По инициативе Евгения Склярова были проведены исследования, посвящённые комплексам метаморфических ядер в западной части Северной Америки. Это чрезвычайно важно для реконструкции геологической эволюции континентов. Интересной была и работа по изучению времени и механизма раскрытия древних океанов, в частности Палеоазиатского океана. Своеобразным научным хобби Евгения Склярова является изучение новых минералов.
«Направление наших исследований разноплановое, – говорит Евгений Скляров, – и геология, и тектоника, и петрология, и гидрогеология, и сеймогеология, и инженерная геология. Если остановиться на региональном аспекте, то в приоритете – инженерно-геологические работы. Наши сотрудники стояли у истоков создания каскада ГЭС и заполнения ангарских водохранилищ. Они проводили экспертизы, мониторинг всех изменений. Учёные-геологи принимали активное участие в обсуждении и реализации проекта строительства Богучанской ГЭС, трассы БАМ, за что получили немало госпремий. Регион у нас сейсмоактивный, и здесь много простора для научной деятельности. Это и оценка параметров очагов землетрясений, и изучение последствий влияния на природу, человека, и вопросы сейсмоустойчивости, в частности в строительстве. Мы ведём, например, паспортизацию зданий и сооружений Иркутска и Иркутской области в целях их сейсмобезопасности.
Что касается фундаментальных исследований, то здесь тоже достаточно много результатов. Прежде всего, это познание законов природы при формировании и эволюции нашей Земли. А когда вы знаете, как устроен тот или иной сегмент земного шара, это ведёт и к пониманию того, где могут находиться полезные ископаемые и как это можно использовать. И в изучении тектоники наши результаты признаны, в этом направлении мы работаем с учёными из многих стран. Есть направление, которое возглавляет продолжатель идей Флоренсова Г. Уфимцев, – изучение и строение закономерностей развития поверхности Земли. Если взять академика Ф. Летникова – это, прежде всего, флюидный режим и всё, что с ним связано. Кроме того, он сформулировал новое в стране направление исследований – синергетика среды обитания человека.
Несомненны заслуги института и его сотрудников в изучении уникального золоторудного месторождения «Сухой Лог», инженерно-геологических исследованиях в зоне водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада, в изучении геологии и генезиса алмазных месторождений, в борьбе за чистоту озера Байкал, в частности при корректировке прохождения нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».
К впечатляющим результатам можно отнести все работы, связанные с алмазоносностью Сибирской платформы, изучением современного вулканизма на Дальнем Востоке, в Прибайкалье. Перечислять все наши результаты слишком долго. Достаточно сказать, что в новом тысячелетии Институт земной коры стабильно занимает лидирующее положение в рейтинге институтов СО РАН по наукам о Земле».