Граница без замка
Период «шатания» во взаимоотношениях России и Монголии закончился
«Вроде бы не так много времени прошло с момента нашей встречи на высшем уровне в Улан-Баторе, а мы уже успели соскучиться, – заметил губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, приветствуя делегацию монгольских парламентариев. Потом подумал, и добавил, словно этой любезности ему показалось маловато: – Если бы вы могли ездить к нам каждую неделю, мы бы радовались каждый раз». Слегка удивившись такому количеству радости, я далеко не сразу поняла, что присутствую при уникальной ситуации: губернатор таким образом заглаживает политическую незрелость и прочие недостатки рядового таможенника, который умудрился не слишком корректно обойтись с монгольскими гостями на границе.
«Мы недавно проводили опрос общественного мнения, и на вопрос «Кто наш самый надёжный друг?» около 70% монголов ответили: Россия», – заявил во вступительном слове вице-спикер Великого Хурала Монголииг-н Нямаагийн Энхболд. Недаром Дмитрий Мезенцев в первых же словах упомянул встречу на высшем уровне. Визит главы области в Монголию и совместное празднование 70-летия победы в военном конфликте на реке Халхин-Гол стали знаковыми. Как выразился г-н Энхболд, «закончился период взаимного «шатания», который длился 20 лет».
На нынешней встрече также присутствовали депутаты Государственной Думы РФ от Иркутской области, входящие в состав группы по связям с парламентом Монголии. Г-н Энхболд сообщил, что уже подписан план совместной работы парламентских групп двух стран, рассчитанный до конца 2010 года. В ноябре в Улан-Баторе планируется провести заседание ШОС. Причём впервые в истории оно состоится на территории страны-наблюдателя. «Предложение внёс российский премьер Владимир Путин, и отторжения оно не вызвало, – заметил Дмитрий Мезенцев, который является главой делового совета ШОС. – Правда, китайцы жаловались, что в ноябре в Монголии холодновато, но мы им пригрозили, что тогда назначим заседание на январь, и они согласились».
Предполагается, что в рамках мероприятия будет обсуждаться вопрос привлечения группы российских врачей для диспансеризации населения в труднодоступных районах Монголии. Туризм, образование, медицина и торговля – вот сферы, в которых две страны имеют множество точек соприкосновения. Если говорить о конкретных предложениях, то одно из них касается строительства в Монголии мясоперерабатывающего производства. «У вас за последние 20 лет поголовье скота снизилось в два раза, а у нас, наоборот, выросло с 20 до 50 тысяч голов. Так что мы заинтересованы в увеличении импорта мяса в Иркутскую область», – заявил г-н Энхболд. Однако наши предприниматели не спешат хвататься за предложение соседей. Иркутский мясокомбинат использует монгольское мясо, но увеличивать его долю пока не собирается. «Иначе мы не выберем своё мясо. Да и с рынком сбыта в Монголии проблема. Не едят там колбасу».
Говоря о сотрудничестве в сфере туризма, Дмитрий Мезенцев предложил монгольским коллегам организовать вторую экспедицию «Байкал – Хубсугул». Итогом экспедиции, которая запланирована в рамках предстоящего Байкальского экономического форума осенью 2010 года, станет «круглый стол» по развитию туризма в России и Монголии.
А пока до осени далеко, можно организовать выставку монгольских товаров. Тем более что Монголия хотела бы увеличить торговые обороты с Россией, две трети которых приходится на Иркутскую область. Сегодня проблема, по словам парламентариев из соседнего государства, заключается в минимальном рынке сбыта и высоких таможенных пошлинах. «Когда жена узнала, что я к вам еду, сказала мне курицу купить, бруснику, масло кедровое, – признался депутат г-н Одхуу. – Если ей это надо, значит, и другим монголам надо».
Речь снова зашла о медицине. Тема оказалась животрепещущей, потому что гости открыли для себя в Иркутске два учреждения здравоохранения – МНТК и Диагностический центр. Оказывается, делать операции на глазах монголы ездят в Индию. Обходится такое удовольствие в 3–4 тысячи долларов. «Никто не знает, что у вас в Микрохирургии глаза можно делать те же самые операции на порядок дешевле, и не надо так далеко лететь», – добавил г-н Энхболд. Дмитрий Мезенцев признался, что тоже не знал о существовании подобной проблемы, и пообещал к ноябрю выяснить, каким образом правительство области может помочь «поставить на поток» операции для монгольских граждан.
«Слишком много бюрократических препон, – посетовал г-н Одхуу. – Надо вам быть предприимчивее. А то постоит наш монгол на границе, постоит, да и поедет в следующий раз на юг. Там быстрее». Таким образом депутат намекал на собственные злоключения на российской границе. Группу парламентариев держали на границе полдня. Больше всего г-на Одхуу поразило, что российский таможенник требовал с него… командировочный лист. «Командировка у меня или нет, это вообще наше, внутримонгольское дело», – заметил депутат. «Таможенник или пограничник всегда представляет лицо своей страны и должен об этом помнить, – сказал Дмитрий Мезенцев. – Если бы вы записали конкретную фамилию, должность, разговаривать было бы проще». В самом деле, хотелось бы знать эту фамилию.