По делу Казаковой началось судебное следствие
В понедельник Иркутский районный суд вернулся к слушаниям по делу главы Листвянского муниципального образования Татьяны Казаковой, взятой под стражу в марте прошлого года. Гособвинители 26 октября ознакомили участников процесса с предъявленным мэру и двум её подчинённым обвинением. Но этому предшествовали ещё несколько ходатайств со стороны защиты, в том числе об отводе состава суда. С подробностями – ЛЮДМИЛА ФОМИНА.
Суд не дал хода свадьбе
Заседание Иркутского районного суда откладывалось на полтора месяца в связи с болезнью фигурантки по делу – Ирины Михайловой, по мнению следствия, пособницы Казаковой в незаконной предпринимательской деятельности. Та сломала ногу и была прооперирована. На понедельничное заседание Ирина Михайлова явилась на костылях. На вопрос судьи о состоянии здоровья она ответила, что полученная травма не помешает ей участвовать в процессе и на скамье подсудимых ей достаточно удобно.
Впрочем, Михайлова и Наталья Кенез, ещё одна соучастница по делу Казаковой, занимали места среди публики: в отношении них избрана мера пресечения – подписка о невыезде. В отличие от Татьяны Казаковой, которая находилась за решёткой. Подсудимая, несмотря на это обстоятельство, выглядела очень уверенной, собранной. Было видно, что 18 месяцев тюрьмы не сломили её духа. На Казакову активно работает команда адвокатов, в том числе приезжих. Число их меняется, недавно Татьяна Васильевна дала расчёт Владимиру Козыдло и Владимиру Агильдину.
Перейти к судебному следствию председательствующей по делу судье Екатерине Масловой удалось лишь во второй половине дня. Защитники Казаковой заявляли одно ходатайство за другим. Был заявлен, например, отвод судье. Адвокат Александр Глисков утверждал, что она проявляет заинтересованность в исходе дела. По мнению защитников, оставив без удовлетворения их многочисленные жалобы на постановления следователя, судья лишила Казакову права на судебную защиту в ходе предварительного расследования. Заинтересованное отношение к подсудимой адвокат усмотрел также в отказе судьи дать Казаковой свидание с детьми и разрешить её бракосочетание в тюрьме с гражданским мужем Дмитрием Матвеевым. Председательствующая по делу, кроме того, сильно разочаровала находящуюся под стражей подсудимую, не удовлетворив её ходатайство о посещении тюрьмы нотариусом для удостоверения завещания, составленного в СИЗО. Мотивация отказа – муж и дети Казаковой являются свидетелями обвинения и заявлены в этом качестве в обвинительном заключении, а заверить документ заключённому можно и без нотариуса – защиту не устроила. Тем не менее супругам придётся играть свадьбу после того, как будет вынесен приговор суда. Ходатайство о собственном отводе председательствующая по делу не удовлетворила. Для этого просто не нашлось ни одного из оснований, перечисленных в статье 61 УПК РФ: судья не является родственницей участникам процесса, не участвовала в производстве по этому делу, а вынесение решений не в пользу подсудимой не свидетельствует о её личной, прямой или косвенной, заинтересованности в исходе дела.
Следующим было заявление адвоката Ильи Щербакова: он просил разрешить фотографировать и записывать на видеокамеру ход судебного процесса и представляемые для исследования документы. По мнению председательствующей, это могло бы повлиять на осуществление защиты адвокатом, который собирался сам управляться с аппаратурой вместо того, чтобы оказывать своему доверителю юридическую помощь на судебных заседаниях. Похоже, сама защита вряд ли надеялась, что судья позволит создать в зале такую явно нерабочую атмосферу, психологически сложную для свидетелей и не располагающую к поиску истины. Создавалось впечатление: адвокаты хотели затянуть процесс и продемонстрировать свою активность.
Предвыборное переселение
Судебное следствие началось с ознакомления участников процесса с предъявленным обвинением. Сторона обвинения считает, что Татьяна Казакова стала мэром Листвянки в результате подкупа, обмана и принуждения. Ею двигала цель улучшить своё материальное положение с помощью власти.
В недавнем прошлом президенту «Байкальской визы» и учредителю многочисленных коммерческих структур, по версии обвинения, удалось устроить так, что голоса за неё на выборах 12 марта 2006 года отдали люди, находившиеся в служебной зависимости, их родственники и знакомые. Они не были жителями Листвянки, но получили там прописку на время избирательной кампании. Подыскивать «голоса» Казаковой помогала кадровик Наталья Кенез, которая стала соучастницей в преступлении по ст. 141 УК РФ («Воспрепятствование в осуществлении избирательных прав»). Кадровик обещала сотрудникам высокооплачиваемую работу в будущем, неплохие деньги (от 500 до 1500 рублей) за «маленькую услугу», а в случае несогласия угрожала увольнением. Уговорить удалось 136 работников. Одиннадцать домовладельцев Листвянки и Николы зарегистрировали их у себя, получив по тысяче рублей за прописку каждой «мёртвой души». Некоторым собственникам жилья удалось заработать на этой операции по 20 тысяч рублей.
Конечно, жить в Листвянку прописавшиеся там люди не переехали, в день выборов их доставили на избирательный участок арендованным и служебным транспортом, а после голосования, что называется, «вернули на место».
Органы предварительного следствия также обвиняют Татьяну Казакову в незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ). Оставлять своё огромное хозяйство, уходя во власть, Казакова якобы не пожелала. Она предпочла уйти в тень, спрятавшись за спиной своей нынешней подельницы – личного секретаря Ирины Михайловой. Та стала учредителем фирмы «Коммунальщик» и ставила свою подпись, не вникая в суть финансово-распорядительных документов. Фактически, по мнению стороны обвинения, управляла фирмой сама Казакова. Как глава муниципального образования, она лоббировала интересы этого предприятия. Без проведения торгов в форме открытого конкурса «Коммунальщик» получал выгодные муниципальные заказы, ему было передано обслуживание жилого сектора. При этом глава посёлка брала на работу и рассчитывала наёмных директоров и главбухов, проводила совещания, заслушивала отчёты руководителей частного предприятия о финансово-хозяйственной деятельности. И даже ставила свою подпись на обратной стороне документов.
Эпизод о трёх миллионах
Как утверждают обвинители, глава Листвянки, незаконно участвуя в предпринимательской деятельности, порой путала карманы – свой и муниципальный. Например, следствие располагает доказательствами, что на лицевом счёте администрации муниципального образования находилось 400 тысяч рублей, которые по распоряжению мэра перекочевали на счёт «Коммунальщика», а оттуда были переведены на счёт фиктивной организации. Для этой операции понадобились фиктивные договоры подряда между «Коммунальщиком» и администрацией Листвянки якобы на асфальтирование улиц. Обналиченные деньги, считает следствие, были потрачены Казаковой по своему усмотрению.
Эта операция, уголовная ответственность за которую грозит по ч. 3 ст. 160 УК РФ («Растрата с использованием служебного положения в крупном размере»), не единственное, по мнению государственных обвинителей, хищение Казаковой. Обвинение считает, что Татьяна Васильевна владеет и таким способом хищения денег из казны, как мошенничество. Администрацией области был дан кредит «Коммунальщику» для выполнения работ по ремонту теплосетей в Листвянке. В результате мошенничества 3 млн. рублей из областного бюджета пошли на какие-то другие нужды Казаковой. Фиктивный акт о приёмке работ по ремонту теплотрассы, такая же фиктивная справка о затратах понадобились для того, чтобы деньги всё через тот же «Коммунальщик» были перечислены на счета фиктивных организаций и обналичены. Всё было сделано руками подчинённых Татьяны Казаковой. После чего, чтобы скрыть преступление, Ирина Михайлова подала документы на ликвидацию ООО «Коммунальщик».
Татьяне Казаковой предъявлено также обвинение в злоупотреблении служебным положением из корыстной заинтересованности (ст. 285 ч. 2 УК РФ).
Все подсудимые своей вины в инкриминируемых им преступлениях не признают. Они пожелали давать показания в ходе судебного следствия, после допроса свидетелей. Татьяна Казакова заявила, что её вина органами предварительного расследования не доказана. «Ни действием, ни в мыслях я не нарушила интересы жителей Листвянки, – сказала Татьяна Васильевна. – Сейчас видно, что в Листвянке всё возвращается на круги своя. Я буду доказывать в суде свою невиновность». Определён порядок судебного следствия: уголовное дело будет рассматриваться по эпизодам, сначала допросят свидетелей, затем исследуют письменные доказательства.