Четвероногое счастье
Средства на содержание бездомных животных выделяются из городской казны
Не в каждом доме должна быть собака, но у каждой собаки должен быть свой дом. В этом уверен директор ООО «Байкалвет» Александр Солдатов. В нынешнем году его компания стала победителем тендера на право оказания услуг по отлову и содержанию бездомных животных в городе Иркутске. Сейчас в приюте содержится 450 собак. Из 150 четвероногих, каждый месяц попадающих туда, 15–20 оказываются породистыми, около 40 животных забирают собственные хозяева, и более 50 удаётся пристроить новым владельцам. В приюте вместе со специалистами комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Иркутска побывали журналисты.
Два приюта компании «Байкалвет», где содержатся собаки, находятся в посёлке Карлук Иркутского района. В первом – самом большом за Уралом (в нём более 450 вольеров и специализированные помещения) – содержатся беспородные собаки и щенки. Второй – с крышей над головой и отапливаемыми вольерами – стал временным домом для кошек и породистых гладкошёрстных собак. В компании работает три десятка специалистов, пятеро из них – с высшим ветеринарным образованием, есть среди них и кинологи.
«Иркутск – один из немногих российских городов, в котором выделяются средства на отлов и содержание бездомных животных», – говорит директор ООО «Байкалвет» Александр Солдатов. Ежемесячно из городской казны на эти цели перечисляется 400 тыс. рублей. В месяц сотрудники приюта отлавливают около 150 собак. Отлов производится сачками и сетями. Как утверждают специалисты, на сегодняшний день это самый гуманный способ решения проблемы. В приюте животные проходят карантин, необходимые ветеринарные процедуры и содержатся там до того момента, пока их не заберут новые хозяева. Как отмечают специалисты администрации Иркутска, такой подход позволил в пять раз сократить в нынешнем году количество жалоб от населения на агрессивных животных.
По словам Александра Солдатова, количество собак, которых отлавливают специалисты компании, зависит от сезона. Оно увеличивается в период собачьих свадеб и осенью. «Люди, выезжая на дачу, берут собак, а осенью просто оставляют их там. В итоге животные в поисках еды оказываются в городе, где сбиваются в стаи, – рассказал директор приюта. – Примерно такая же ситуация возникает и на стройках: как только они заканчиваются, необходимость охранять кирпичи и цемент отпадает, строители просто отпускают собак «на волю».
Как правило, в собачьих стаях достаточное количество бывших домашних питомцев, некоторые даже с ошейниками. «Бывает, что люди берут себе «игрушку», а когда сталкиваются с её характером и последствиями неправильного воспитания, просто предпочитают выдворить животное, – рассказал Александр Солдатов. – Случается, что на улице оказывается больное животное, за которым хозяева по каким-то причинам не хотят ухаживать. Несколько дней назад женщина привезла из Рабочего собаку, которая была привязана к столбу. Животное было в истощённом состоянии, а анализы подтвердили, что у него злокачественная опухоль. Собака обречена, сколько она протянет, я не знаю. В данном случае люди просто переложили свою ответственность на других».
Хотя в практике приюта много историй со счастливым концом. Во время визита журналистов один из питомцев обрёл своего хозяина. Анатолий Иванович Анчутин приехал за годовалым щенком. «Я живу в своём частном доме, моя собака уже старая, поэтому я и выбрал этого щенка – он длинношёрстный, неагрессивный, адекватный и быстро привыкнет ко мне и моей семье», – рассказал новый хозяин собаки. Правда, кличку для нового питомца он пока не выбрал. «Когда люди выбирают себе питомца, они делают благотворительный взнос: кто-то кладёт в копилку 1 рубль, кто-то – 500 рублей, кто-то покупает корм, – рассказал Александр Солдатов. – Если нам приносят найденных щенков, мы просим оказывать посильную помощь, ведь на первоначальные ветеринарные мероприятия уходит 400–500 рублей на одного щенка». Живёт найдёныш и в его семье. Это тойтерьер, которому долго искали хозяина, но не нашли: «Щенок прижился у нас, каких-либо проблем в его содержании нет».
Своих хозяев находят самые разные питомцы приюта. «Есть сердобольные люди: видят собаку без ноги или уха, им становится жалко, они выбирают именно таких животных, – рассказал Солдатов. – Есть те, кому нужен щенок или взрослая, подросшая собака». Те, для кого важна порода питомца, могут побывать во втором приюте, где сейчас содержатся французский терьер, американский питбуль, американский кокер-спаниель, французский бульдог, бассетхаунд и помесные собаки. «Это гладкошёрстные собаки, поэтому для них созданы совершенно другие условия, – рассказал Александр Солдатов. – На улице они просто не выживут».
Здесь же содержатся кошки, их порядка десяти. Хотя в день визита корреспондентов количество когтистых питомцев «Байкалвета» уменьшилось. Рыжего кота забрала сотрудник пресс-службы мэрии Иркутска, а трёхцветного черепахового – одна из известных иркутских журналисток. В её доме уже есть кот и кошка, взятые с улицы. Теперь таких питомцев стало трое.
Справка: В 2009 году на отлов и содержание бездомных животных из бюджета города выделено около 4 млн. рублей. Специалисты комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Иркутска не реже раза в месяц выезжают в приют «Байкалвет» с проверками, чтобы оценить, в каком состоянии находится приют, как содержат собак, как обеспечивается ветеринарный контроль. В 2010 году из бюджета Иркутска на отлов и содержание бездомных собак в областном центре планируется выделить 4,5 млн. рублей. Какая фирма получит бюджетные средства, решится по результатам тендера, который будет проведён администрацией города.