БЦБК дадут поработать
В пятницу совет директоров ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» соберётся, чтобы обсудить программу запуска. В минувшее воскресенье чиновники впервые попытались объяснить прессе, почему вопреки мнению экспертного сообщества это нужно делать. Глава совета директоров БЦБК, замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев многозначительно заметил, что «с БЦБК у Байкальска нет будущего, а без БЦБК – весьма сомнительно настоящее».
О дате заседания совета директоров вчера корреспонденту «Конкурента» сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области. А о повестке стало известно ещё в воскресенье. Председатель совета директоров Андрей Дементьев, участвовавший в стратегическом семинаре «Разработка моделей управления развитием моногородов в условиях кризиса на примере Байкальска», сообщил, что на ближайшем заседании совета директоров предполагается рассмотреть программу запуска предприятия в эксплуатацию. Он не исключает, что программа будет сразу же принята. Предприятие простаивает с октября прошлого года. Дементьев подчеркнул, что речь не идёт о производстве белёной целлюлозы, поэтому запуск состоится в замкнутом цикле. Программу запуска представит руководство БЦБК. Менеджмент комбината должен разработать и программу ликвидации предприятия.
Как считает Андрей Дементьев, при запуске предприятия решается проблема не только занятости, но и налоговых поступлений. При этом он счёл опасным, что химическое предприятие, расположенное на берегу Байкала, сейчас находится без присмотра контролирующих органов, к примеру Росприроднадзора. Один из экспертов семинара – председатель Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев – заявил, что запуск нужен для того, чтобы цивилизованно закрыть комбинат, чтобы сработать запасы химикатов, которые остались на предприятии. При этом, по мнению эксперта, их невозможно использовать на другом предприятии.
Дементьев считает технически возможным запуск в течение 2–3 месяцев с момента принятия решения об этом. Он также считает, что для комбината сейчас важно войти в процедуру банкротства, чтобы заморозить имеющуюся кредиторскую задолженность. Когда, кем и в каком объёме будут профинансированы мероприятия по запуску, замминистра назвать отказался.
[width=»100%» title=»Мнение»]
Научный секретарь учёного совета СО РАН по Байкалу Ирина Максимова:
Есть один факт, который почему-то никто не комментирует: все готовы на банкротство – и кредиторы, и КМ, и Дементьев, все считают эту процедуру оздоровлением. Но почему-то никто не говорит, что сама по себе идея банкротства должна состоять в смене неэффективного собственника на эффективного. Нам предлагается (и провозглашается как благо) с однозначно неэффективного собственника просто сбросить все долги, дать ему ещё много денег, чтобы он якобы запустил производство. Очевидно, что деньги эти собственник использует, но замкнутый процесс производства – как его не было, так он и не возникнет. А если БЦБК всё же запустит замкнутый процесс, то прекратит работу на второй день, так как целлюлоза будет, мягко выражаясь, недопустимого качества и её надо будет вывозить и захоранивать за пределами центральной зоны. Единственный плюс этой процедуры – используют несколько тонн химикатов, но все – не смогут, для этого, как говорят, надо примерно месяца два работы. Кроме того, есть большой риск, что при запуске предприятия станут использовать городские очистные – тогда похоронят и эти очистные, они ведь не предназначены для промышленных стоков.
Но самое важное – как и чем объяснить то, что собственника признают неэффективным, оставляют ему собственность, просто снимают долги, дают деньги и при этом хотят, чтобы он разработал план ликвидации предприятия?