издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Куда податься сироте?

  • Автор: Аксана ОЛЕФИР, «Восточно-Сибирская правда»

Алексей К. пришёл на приём к Уполномоченному по правам человека как в последнюю инстанцию. Когда-то его бросили родители, узнав, что у ребёнка инвалидность. А после совершеннолетия бросило государство, оставив один на один с самой острой проблемой – жилищной. Мыкается он, покинув детский дом, по съёмным квартирам, отдавая за них большую часть своей пенсии, а живёт на те деньги, что останутся.

Устроиться на работу 24-летний парень не может – образование-то всего 6 классов, да и кто возьмётся за трудоустройство инвалида? Таких как он в Иркутской области – 8650 человек. Они не имеют закреплённого жилья и состоят на регистрационном учёте в муниципальных образованиях области. Молодые люди проживают кто у друзей, кто у знакомых. Случается, что не найдя теплоты в отношениях и понимания людей, которые их окружают в повседневной жизни, они попадают под крыло криминала, и тогда им прямая дорога в  места лишения свободы. Печально и то, что многие из них повторяют судьбу своих родителей: отдают своих детей в детские дома, и всё повторяется сначала…

Людмиле, тоже выпускнице сиротского учреждения, в отличие от Алексея, повезло больше. Жильё в одном из посёлков на территории области ей предоставили, да только вот находилось оно в таком состоянии, что проживать в нём с маленьким ребёнком было невозможно – отсутствовала сантехника, не было окон, электроэнергии. Можно ли сделать капитальный ремонт своими силами молодой женщине, воспитывающей сына-инвалида и живущей на пособие? После вмешательства Уполномоченного по правам человека местная власть всё-таки вникла в ситуацию: женщине пошли навстречу, сделав часть ремонтных работ.

– Уполномоченный по правам человека, получая в свой адрес обращения детей-сирот, касающиеся решения жилищного вопроса, не всегда может разрешить проблему положительно, – рассказывает Людмила Коршунова, начальник отдела по защите прав семьи, материнства и детства аппарата Уполномоченного по правам человека Иркутской области. – Только за восемь месяцев этого года к нам поступило  14 обращений.

Для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации, аппарат Уполномоченного проанализировал поступившие обращения. Казалось бы,  есть федеральный закон № 159 от 21.12.96 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно этому закону, органы государственной власти должны обеспечить жильём сирот, не имеющих закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и других учреждениях по месту жительства вне очереди,  однократно,  не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, то есть квартира приобретается в муниципальную собственность и её нельзя приватизировать. Однако закон есть, но механизм его положительной реализации по каким то причинам нарушается. В чём же дело?

– В ряде случаев органами опеки и попечительства жильё за вновь выявленными детьми изначально закреплено не было, а если и было закреплено, то на должном уровне не отслеживалось, – поясняет Людмила Коршунова. – И по воз-вращении из социальных учреждений  дети не могли им воспользоваться, потому как там уже проживали другие граждане. Зачастую, к моменту выпуска сирот из детского учреждения жильё просто становится непригодным для проживания. Например, в дом в деревне, который стоял заброшенным лет десять, вряд ли можно заселиться, чтобы нормально жить. Вот так по достижению совершеннолетия сирота оказывается без жилья и один на один со своими проблемами.

Такую неблаговидную обстановку без содействия областных органов власти самостоятельно на муниципальном уровне не разрешить: в маленьких городках и посёлках отсутствует свободный жилой фонд, а строительство социального жилья практически не ведётся. Ситуация с каждым годом усугубляется, ведь количество детей-сирот увеличивается на 600-700 человек в год, а ожидание жилья растягивается на длительный срок. Сироты просто вынуждены обращаться за судебной защитой своего жилищного права, если средства позволяют им это сделать.

В Иркутской области по инициативе Татьяны Вороновой в то время, когда она возглавляла комитет по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания, был разработан проект закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей…», однако до настоящего времени закон не принят. Выделяемые областным бюджетом средства не позволяют на должном уровне  решить проблемы обеспечения нуждающихся детей жильём, так как если в 2007 году было приобретено 19 жилых помещений, то в 2008 году ни одного.

Однако пока проблема остаётся, а молодые люди хотят работать, строить дом, заводить семью. И они, как никто другой, нуждаются в комплексной поддержке различных структур.  

– Полагаю, что необходимо не только ускорить принятие закона, – убеждена Людмила Коршунова, – но и структурам, работающим с данной категорией детей, подходить к проблеме и каждому ребенку индивидуально. Немаловажна здесь и инициатива общественных, благотворительных  организаций, которые могли бы оказать поддержку этим детям. Если хорошенько подумать – выход из сложившейся ситуации обязательно найдётся.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры