Аэропорт пошёл на взлёт
Его может «приземлить» отсутствие инвесторов
Строительство аэропорта «Иркутск-Новый» начнётся в 2010 году. Как стало известно «Конкуренту», разработка генплана объекта уже завершена, сейчас он находится на заключении в «Главгосэкспертизе». Под будущий аэропорт уже зарезервировано 990 гектаров земли вблизи деревни Позднякова Иркутского района, где расположится «практически маленький город». Амбициозные планы проектировщиков притормаживает отсутствие крупных частных инвестиций в строительство стоимостью более 40 млрд. рублей. Как полагают эксперты, в разработанный генплан придётся внести ряд изменений, чтобы существенно удешевить проект.
Генплан аэропорта «Иркутск-Новый» передан на заключение в «Главгосэкспертизу», сообщил «Конкуренту» представитель ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» Андрей Ерофеев. По его словам, проектный институт завершил разработку документации ещё в конце июня этого года. «При этом существующее картографирование предполагает только строительство аэродрома. Проект остальной застройки будет выполнен по отдельному тендеру на основе государственно-частного партнёрства», – уточнил Ерофеев. Все документы – несколько томов – предоставлены руководству аэропорта «Иркутск», которое занимается проектом. «Теперь ожидается заключение экспертизы, она может сделать замечания либо вообще прийти к выводу, что Иркутску не нужен новый аэропорт. Так что пока о конкретных решениях говорить рано», – отметил Ерофеев.
Согласно разработанной документации, общая площадь участка вблизи деревни Позднякова составит 990 гектаров. Все земли, по заверению представителя «Аэропроекта», уже зарезервированы. Более того, на них уже были проведены археологические исследования: никаких мест стоянок или ценных исторических объектов не обнаружено. Компенсировать перенос объектов Ракетных войск стратегического назначения Минобороны военные так и не потребовали, сообщил один из источников «Конкурента». На выбранном участке запланировано строительство взлётно-посадочной полосы (в перспективе есть возможность строительства второй ВПП), топливно-заправочного комплекса и аэровокзала. Пропускная способность будущего терминала – 2,2 тыс. пассажиров в час на внутренних рейсах и 600 пассажиров – на международных. Ежегодно «Иркутск-Новый» сможет принимать до семи миллионов человек (сейчас пассажиропоток иркутского аэропорта менее миллиона человек). Строительство планируется разделить на три этапа, «ведь это практически маленький город», уточнил Ерофеев. Первый этап – строительство аэродрома, второй – основных объектов (терминала, коммуникаций, прочей инфраструктуры), третий – увеличение пропускной способности аэропорта, строительство второй ВПП. Сроки ввода объектов – 2015, 2025, 2035 годы. Общий размер инвестиций в проект, озвученный ранее, составил 42 млрд. рублей.
Работу над первым пусковым комплексом предполагается начать уже в следующем году: из федерального бюджета будут выделены средства на строительство взлётной полосы нового аэропорта, сообщила пресс-служба правительства Иркутской области со ссылкой на министра транспорта РФ Игоря Левитина. Сумма финансирования не уточняется. «Однако очевидно, что федералы не возьмут на себя весь комплекс. В их ведении только ВПП и системы навигации, – отметил один из собеседников «Конкурента», – Остальное – за счёт субъекта и частных инвесторов. Насколько они определены, известно только правительству региона». В «Сером доме» об инвесторах не распространяются. Известно лишь, что в минувшие выходные губернатор Дмитрий Мезецев «предложил представителям деловых кругов Японии принять участие в ряде региональных инвестиционных проектов. Среди них строительство аэропорта «Иркутск-Новый» и авиатранспортного логистического комплекса, ввод в эксплуатацию которых позволит наладить прямые авиаперевозки между городами Иркутской области и Японии». Ранее на проект заявлялась также НК «Роснефть», которая предложила построить ТЗК в новом аэропорту.
В ближайшее время маловероятно, что региону удастся привлечь достаточно внебюджетных средств для финансирования строительства аэропорта, полагают эксперты. «Сейчас именно государство является основным инвестором», – добавил директор по продажам в России и странах СНГ компании авиатранспортной отрасли «Sita» Илья Буркин. «В данный момент действительно мало кто заинтересован в долгосрочных инвестициях, срок окупаемости которых может растянуться на десять лет», – подтвердил глава аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго. По мнению Буркина, реализация проекта вероятна за счёт снижения его стоимости: падение цен на ряд материалов и сокращение издержек по оплате труда может сделать проект на 20–30% дешевле. Как полагает Шаго, максимум, чего можно добиться, – снижение стоимости проекта на 10–15%. «При таких темпах региону придётся отказаться от амбициозного варианта строительства объекта, предусматривающего, к примеру, железную дорогу (по типу аэроэкспрессов, действующих в московских аэропортах)», – предположил один из собеседников «Конкурента». По его мнению, в генплане аэропорта ещё предстоит изменить ряд параметров, что позволит существенно удешевить строительство объекта.