издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трудный путь к дружбе

  • Автор: Екатерина СЕРГЕЕВА

Известный иркутский публицист Сергей Остроумов готовит к изданию фотоальбом о своей многолетней дружбе с семьёй видных общественных деятелей Японии – Мори Сигеки и его сына Мори Есиро. Эти люди отдали много сил, энергии, личного времени и личных средств во благо становления дружеских, побратимских связей нескольких городов Иркутской области и префектуры Исикава, а также России и Японии в целом.

Дружба Сергея Остроумова с Мори Сигеки началась осенью 1968 года. Тогда мэр японского городка Неагари и одновременно президент общества «Япония-СССР» в префектуре Исикава впервые в истории привёз на отдых в Советский Союз, к берегам Байкала, 20 юных японцев. «Двадцать маленьких беглецов» – так в мировой прессе был озаглавлен сенсационный репортаж корреспондента Агентства печати «Новости в Иркутске» Сергея Остроумова о приключениях японских ребят на иркутской земле. (Тогда как раз был очень популярен советско-японский фильм «Маленький беглец»).

– Мори Сигеки был очень дальновиден в своих действиях, понимая: какими вырастут наши дети, таким будет будущее наших стран. Он хотел, чтобы русские и японские ребята регулярно ездили друг к другу, – рассказывает Сергей Остроумов.– При разнице в возрасте 33 года, между нами быстро установились дружеские отношения, которые продолжались более двадцати лет, до самой смерти Мори-сан. Мы встречались почти ежегодно. Мори-сан посещал мою квартиру в Иркутске, а я бывал у него дома в Японии (в те времена это было необычным для СССР, а в Японии вообще не принято приглашать домой). Последние лет десять Мори-сан разрешал мне называть его не официально, по фамилии, а просто и уважительно «Ото-сан», что значит – «господин отец»…

Частица праха Мори Сигеки захоронена, по его завещанию, на кладбище города Шелехова. Этим жестом Мори-сан стремился закрепить навечно дружбу его родного городка Неагари и нашего Шелехова. Однажды в беседе  со мной на Иркутском областном телевидении Мори Сигеки сделал сенсационное заявление: «Я полюбил жителей города Шелехова и сам этот город настолько, что считаю его своей второй родиной. И после смерти хочу, чтобы прах мой был похоронен на шелеховском кладбище. Стремление моё даже после смерти остаться с советским народом – это итог всей моей жизни, целью которой была борьба за мир, за дружбу с советским народом».

В 1965 году Мори вернулся из поездки в Иркутск под большим впечатлением оттого, как сибиряки бережно ухаживают за могилами бывших японских военнопленных. Тогда он решил благоустроить в Канадзаве старое русское кладбище, на котором покоились тела моряков, умерших в плену после войны 1904–1905 годов. Около ста членов отделения общества «Япония–СССР» во главе с Мори и его другом, ответственным секретарем общества Цурумори Хироси, переносили на себе тяжёлые гранитные плиты. Их не остановили ни препятствия, чинимые властями, ни размытые дождями дороги. Я был на этом кладбище вместе с Мори в 1972 году. Тишина. Много цветов. Серебристые ели, посаженные советскими послами, губернаторами префектуры Исикава, мэрами Канадзавы. Подошёл буддийский священник, помолился. Мы положили венки. Мори тихо сказал: «Война никогда не должна повториться…»

Свои мечты и планы по укреплению добрососедских отношений между нашими странами Мори Сигеки завещал продолжить своему сыну Мори Есиро. Этого видного политического деятеля Японии хорошо знают и уважают в России. Он частый гость в Иркутске и Шелехове. Его заслуги в развитии российско-японского международного сотрудничества отмечены  орденом Дружбы…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры