издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В честь генерал-губернатора

На «Белом доме» в Иркутске в четверг была установлена мемориальная доска в честь 200-летия со дня рождения генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва-Амурского. Примечательно, что белое покрывало с мраморной доски снял первый всенародно избранный губернатор Иркутской области, а значит, коллега сибирского подвижника, Юрий Ножиков. Этот красивый жест, символизирующий связь времён, дал старт двухдневной научно-практической конференции «Сибирское общество в контексте мировой и Российской истории (19–21 вв.)».

На мраморной доске высечена надпись, которая гласит: «Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, жил и работал в этом здании в 1848-1861 гг. В 1858 г. заключил Айгунский договор, установивший границу России с Китаем по реке Амур». Это сейчас в «Белом доме» живёт научная библиотека Иркутского госуниверситета. Но с 1837 по 1917 годы в здании располагалась резиденция генерал-губернаторов Восточной Сибири, и за этот период в нём сменилось 13 хозяев, одним из которых был Николай Николаевич Муравьёв-Амурский.

Его вклад в освоение Сибири трудно переоценить. Тринадцать лет управлял он Сибирью, а сделал для неё столько, сколько иной не совершит и за тридцать. Именно ему мы обязаны теми границами, в которых сегодня живёт Сибирь. Как гласит надпись на доске, 16 мая 1858 года он заключил Айгунский договор с Китаем. А на следующий день генерал-губернатор отбыл в станицу Усть-Зейскую, будущий Благовещенск. Там его уже встречал архиепископ Иннокентий (Вениаминов), выдающийся миссионер, будущий патриарх Московский и, между прочим, уроженец деревни Анга Иркутской области. Уже 18 мая генерал-губернатор отдал приказ по войскам: «Товарищи! Поздравляю вас! Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России».

А через два года российский посол Николай Игнатьев подписал окончательный Пекинский договор, согласно которому зауссурийский Приморский край также остался за русскими. Александр II пожаловал генерал-губернатору Муравьёву титул графа Амурского. Но не надо думать, что Муравьёв-Амурский остался почивать на лаврах. Уже в 1959 году его пароход обследовал линию морского побережья. Спутники только успевали подбирать названия: Уссурийский залив, бухта Находка, бухта Золотой Рог, залив Петра Великого. Пароход плыл в Японию с важной дипломатической миссией, и те люди, которые на следующий год заложили порт Владивосток, высадились здесь по приказу Муравьёва-Амурского. В январе 1861 года он сложил полномочия генерал-губернатора. Современники долго потом вспоминали, как тепло провожали Муравьёва-Амурского в Иркутске. «Мы тебя, граф, не забудем, не забудь и ты нас!» – кричали люди.

«Мы знаем, любим и помним», – говорит заместитель директора института географии РАН Леонид Корытный. – В каком то смысле и наш институт – тоже его преемник. Потому что именно при Муравьёве-Амурском в Иркутске был открыт географический отдел российского императорского научного общества». Помнят Муравьёва-Амурского и на Востоке нашей страны. Памятник ему видел каждый, кто держал в руках пятитысячную купюру. Этот памятник стоит посреди полумиллионного Хабаровска, города, который был предсказан Муравьёвым-Амурским, но основан уже без него.

В Иркутске в честь заключения Айгунского договора были возведены триумфальные Амурские ворота. Снова и снова поднимается вопрос об их восстановлении. «Губернатор Дмитрий Мезенцев чётко сказал, что Амурские ворота нужно восстанавливать, – прокомментировал заместитель министра культуры Сергей Ступин. – Мы сейчас исследуем вопрос. Но о некоторых вещах лучше не говорить, чтоб не сглазить». А юбилейные мероприятия будут проходить в Иркутске в течение всего года и после его завершения тоже.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры