Зов времени
Иркутскому государственному институту усовершенствования врачей – 30 лет
Кафедра семейной медицины Иркутского института усовершенствования врачей была создана со второй попытки. Первая, неудачная, пришлась на середину 90-х годов прошлого века, когда о враче общей практики, то есть о медике, обладающем знаниями, необходимыми для самостоятельной работы вдали от крупных городов, прежде всего в сельской местности, только заговорили как об опорной фигуре отечественного здравоохранения. Но отрицательный – тоже результат. И он доказал, что Иркутский государственный институт усовершенствования врачей (ГИУВ) способен чутко реагировать на зов времени: в то время он был едва ли не единственным, начавшим на своей кафедре терапии подготовку врачей такого профиля. К сожалению, несколько десятков специалистов (терапевтов и педиатров), рискнувших после переподготовки вступить на новую стезю, оказались... невостребованными в Иркутской области. Их, самых первых, попросту говоря, никто в сибирском селе и не ждал. Несколько тогдашних выпускников нашли «пристанище» в самом Иркутске, в поликлинике № 17, что в микрорайоне Университетский. А большинство получили приглашение на работу в Бурятию, где, в отличие от Приангарья, их знания и желание работать в глубинке были оценены по достоинству.
Думается, если бы идея приблизить врачебную помощь к пациенту, живущему вдали от районных, тем более от областных больниц, осталась «маниловским прожектом», образ доктора, готового к служению на ниве практической медицины столь же самоотверженно и честно, как некогда служил согражданам земский врач, истаял бы во времени. Так и не воплотившись в реальность. Но в том-то и дело, что статистика бесстрастно из года в год как фиксировала, так и фиксирует безвременные уходы из жизни. Переводит трагедии невеликих населённых пунктов, обделённых вниманием современной медицины, в горькую цифирь, «подпирающую» и без того высокий показатель смертности в государстве. Тут уж не до праздных рассуждений. К перманентной реформе отечественного здравоохранения можно относиться по-разному. Но нельзя не признать разумной государственную поддержку (в том числе и материальную) именно первичного звена врачевания – участковых терапевтов, педиатров. И, конечно же, врачей общей практики, чья миссия на периферии столь же высока, сколь и ответственна. Как ответственна и роль вуза, одна из кафедр которого готовит таких специалистов к самостоятельной работе.
Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, не спасовавший после первой неудачи и организовавший у себя в 2002 году полноценную кафедру семейной медицины, по-прежнему следует требованиям времени. О специфике этой кафедры, о планах на будущее и тревогах сегодняшнего дня мы беседуем с её заведующей – профессором, доктором медицинских наук, главным ревматологом министерства здравоохранения Иркутской области Ларисой Васильевной Меньшиковой.
– Хотим мы или не хотим, – говорит она, – но сельский доктор, даже и не прошедший подготовку на нашей кафедре, по характеру своей профессиональной деятельности, по условиям, в каких ему приходится работать, – и есть врач общей практики. Потому что оказывает неотложную помощь в любое время суток, не надеясь на «cкорую», которой можно и не дождаться. Вот только врачей, как и опытных фельдшеров, достойно их замещающих на сельских участках, остро не хватает. К тому же большинство из них – люди предпенсионного возраста. А кто придёт им на смену? Молодых в глушь не заманишь.
– Но если сельский доктор, а чаще фельдшер, всё равно ведёт в глуши, где живёт, общую практику…
– Вы хотите спросить, зачем в таком случае нужна вузовская кафедра? Я вам отвечу. Сельские медики, в силу обстоятельств оторванные от современных центров, лишённые свежей информации, как, впрочем, и возможно-сти общения с коллегами, – каково им приходится! Жаждущие новых знаний, они для нас, работников кафедры, самая благодарная аудитория. Мы стараемся за время обучения «провести» наших курсантов по всем основным медицинским специальностям, готовя их к любой сложной ситуации.
– Лариса Васильевна, что значит «провести по медицинским специальностям»? Не на экскурсию же приезжают из своей глухомани в институт усовершенствования врачей те, кто уже отдал своему призванию десятки лет?
– Конечно, не на экскурсию! Я имею в виду серьёзную теоретическую и практическую подготовку наших слушателей по разным врачебным специализациям. Прошедшие подготовку на кафедре семейной медицины доктора не заменяют да и не должны заменять узких специалистов, работающих в современных высокотехнологичных лечебных учреждениях. Но принять пациента на своём скромном сельском участке, уловить грозящее его здоровью, а то и жизни неблагополучие, своевременно направить обратившегося за помощью человека по правильному медицинскому «адресу» – разве кроме накопленного с годами опыта им не нужны для этого современные знания? Наша задача – сполна вооружить их такими знаниями. Имеем для этого все условия. Кафедра семейной медицины развёрнута на нескольких лечебных базах Иркутска: в городской клинической больнице и поликлинике № 8 с врачебной амбулаторией на станции Батарейная; в поликлинике № 17 в микрорайоне Юбилейный, где с прошлых лет сохранилось и работает отделение семейной медицины; в областном Диагностическом центре и в дорожной клинической больнице на станции Иркутск-Пассажирский. И везде не просто «ознакомительные встречи», а в необходимом для курсантов объёме лекции узких специалистов. Да и состав самой нашей кафедры достаточно серьёзен. Доцент кафедры, кандидат медицинских наук А.В. Суханов – специалист в области гастроэнтерологии; доцент кафедры, кандидат медицинских наук И.В. Ушаков – главврач областного Диагностического центра; кандидат медицинских наук М.А. Никонова – опытный пульмонолог; ассистенты Е.Б. Колесникова, Е.М. Наконечникова разрабатывают проблемы кардиологии, а Ш.Л. Исхаков и А.П. Сергеева – отоларингологи. И все они регулярно консультируют сложных пациентов в Ангарске, Усолье, Братске, Усть-Илимске. Больше десяти научных разработок кафедры внедрено нами в больничную повседневность.
За те семь лет, что существует в ГИУВе кафедра семейной медицины, на ней подготовлено более пятисот врачей общей практики.
– Кстати, хочу уточнить: мы ведём с вами речь о подготовке врачей общей практики, а профиль возглавляемой вами кафедры – «семейная медицина». Это что – идентичные понятия или какие-то отличия всё же есть?
– Семейный врач – понятие более широкое. Это медик, имеющий право оказывать необходимую квалифицированную помощь не только взрослым, но и детям. Между прочим, с первых же месяцев своего создания кафедра готовит и педиатров. Так что своё название, свой профиль она вполне оправдывает. Попутно замечу, что мы организовали циклы усовершенствования и переподготовки по общей врачебной практике и для фельдшеров.
– Как я понимаю, эти циклы – тоже ответ кафедры на запрос времени.
– Конечно! Фельдшер, живущий рядом со своими односельчанами много лет, знает, как говорится, «в лицо» все поколения в каждой семье на деревенской улице. Кафедра не имеет права обойти его своим вниманием. К тому же учтите: как в любой сфере человеческой деятельности, информация в медицине обновляется постоянно. Значит, «подпитывать» периферийных медиков новыми знаниями нужно не эпизодически, не раз в пять лет, а систематически. Поэтому, используя дистанционные методы обучения, коллектив кафедры сейчас переходит на непрерывное профессиональное образование своих слушателей.
– Лариса Васильевна, тогда, в середине девяностых, подготовленные в стенах ГИУВа врачи общей практики пришлись, так сказать, «не ко двору» на селе. Сегодня, спустя более десятка лет, ситуация изменилась?
– Это трудный вопрос. Сегодня все понимают, что врач общей практики «прописан по жизненным показаниям» практической медицине. Поэтому в стране и действует государственная программа его подготовки. Однако смотрите, какой получился парадокс: в ней, в этой программе, ни одним словом не оговорено обязательное оснащение врача общей практики необходимым ему лечебным оборудованием. С полученным у нас на кафедре солидным запасом знаний, но фактически безоружным, – как выполнять врачу возложенную на него миссию?
Или другое противоречие. Мы только что говорили с вами о том, что молодые специалисты не спешат на смену своим подходящим к пенсии коллегам. Чтобы понять причину, достаточно взглянуть на карту Иркутской области. Всего в нескольких районах созданы или хотя бы создаются для врачей общей практики необходимые условия жизни и работы. Усольский, Иркутский, Черемховский районы – вот, пожалуй, и всё. Наивно полагать, что врач общей практики может оказаться «не ко двору» в маленьких селениях, разбросанных по безмерным просторам северных территорий, Присаянья или по берегам Лены. Только ведь для того, чтобы они, труженики самого важного – первичного – звена здравоохранения, обосновались там всерьёз и надолго, одного желания мало. Нужны немалые финансовые вложения для обустройства в глуши медицинских участков. А средств и в лучшие-то времена на здравоохранение не хватало. Так что, сами понимаете, однозначно положительно ответить на вопрос о том, кардинально ли в сравнении с серединой 90-х годов изменилась ситуация в Иркутской области, я, к сожалению, не могу. Врач общей практики «пропишется» в провинции лишь тогда, когда зов времени услышит не только кафедра семейной медицины, но, главное, власть, отвечающая за здоровье вверенного ей населения.