Среда обитания
В воскресенье в России отмечается День работников леса
По данным учёта лесного фонда, на начало 2008 г. покрытые лесной растительностью земли занимают в Иркутской области 61,9 млн. га, или 80 % её территории. По этому показателю наш регион относится к числу наиболее многолесных среди субъектов Российской Федерации. У нас сосредоточено 12% запасов древесины спелых лесов страны, а доля хвойных пород, таких как сосна и кедр, считающихся особо ценными, значительна даже в масштабах планеты.
В воскресенье Россия отметит день работников леса. И мы договорились с руководителем агентства лесного хозяйства Иркутской области Владимиром Шкодой поговорить об этом празднике, который в нашей области в той или иной степени касается едва ли не половины взрослого населения. Надеялись, что разговор получится радостным, потому что хорошего в этой отрасли за минувший год произошло не так уж мало. Но осенний пожар вблизи Большого Голоустного сбил с праздничного настроя и заставил вспомнить о проблемах иркутского леса.
– Это возгорание на берегу Байкала ещё раз показало, что пожароопасным в нашей области является весь бесснежный период, – заговорил Владимир Николаевич, не дожидаясь моих вопросов. – Расслабляться нельзя никогда. И мы, скажу по секрету, уже начали подготовку к борьбе с пожарами будущего года. Избежать их полностью невозможно, но чтобы минимизировать наносимый огнём ущерб, необходимо оперативно выявлять возникающие очаги огня и вовремя тушить их малыми силами, пока огонь не распространился на огромные площади. Для этого, и уж тем более для борьбы с крупными и особо сложными пожарами, нужны профессионалы. Не дожидаясь будущей весны, уже сейчас мы пригласили специалистов из Красноярского института повышения квалификации и проводим обучение руководителей и организаторов тушения крупных лесных пожаров. Первая группа из 37 сотрудников территориальных лесничеств обучение уже завершила. Вторая – 40 работников лесхозов – начала учёбу 12 сентября. Ну и кроме того, мы разработали и издали вот такой «Полевой справочник лесного пожарного».
Владимир Николаевич достаёт из стола довольно толстый блокнот. По формату он явно рассчитан на нагрудный карман «энцефалитки», в которых обычно работают лесники на пожарах. И я обращаю внимание, что бумага, из которой изготовлен справочник, ламинирована.
– Это специально, чтобы не размок при попадании в воду?
– Конечно. Это же карманная книга руководителя тушения крупных пожаров, которая всегда используется в полевых условиях. В справочнике есть всё, чему его учили, вплоть до справок по оказанию первой медицинской помощи. По окончании курсов он проходит аттестацию, получает официальные документы, подтверждающие его квалификацию, и эти справочники. В них не только теория, но и, главное, богатая систематизированная практика борьбы с лесными пожарами в наших условиях.
– Нынешний пожароопасный период оказался для нашей области относительно благоприятным. Число возникавших пожаров оказалось в 2,8 раза меньше, чем в прошлом году. А площадь, пройденная огнём, меньше прошлогодней и вовсе в пять с половиной раз. Нам повезло с погодой?
– Ну, во-первых, пожароопасный период ещё не закончился, и наши работники по-прежнему находятся в полной готовности к тушению огня, если он возникнет. Погода в целом, действительно была благоприятной. Но вспомните июль: 29 дней без дождя, с жарой под 30 градусов. Особенно в западных районах области. Но ведь удержали ситуацию. Пожары из-под контроля не выходили, хотя в одном только Чунском районе их возникало до шести за одни сутки. Могу ответственно заявить, что благодаря авиабазе, которая передана в подчинение агентству, мы всегда располагали мобильным резервом, который можно было оперативно перебросить в любую горящую (в прямом и переносном смысле) точку области. Относительное пожарное благополучие – это результат постоянной готовности пожарных бригад и колоссального опыта наших работников в борьбе с лесными пожарами. А погода нам в этом очень хорошо помогла. Но не больше.
– В связи с созданием нового Лесного кодекса управление российскими лесами пережило кардинальную и очень болезненную реорганизацию. Привычные всем лесхозы были поделены на самостоятельные автономные государственные учреждения (в профессиональной среде их теперь называют «аушками»), и так назывемые территориальные управления, или лесничества. Я знаю, что в коллективах было недовольство. Был споры по поводу поделённого имущества, по должностям… Как это сказалось на общих результатах работы агентства?
– Межличностные конфликты действительно возникали. Это правда. В двух–трёх местах они до сих пор тлеют, хотя уже не так явно выражены, как было в начале года. Это легко объяснить. Ведь лесхозы «резали по-живому». Но есть в русском характере неистребимая черта – забывать распри и споры, объединяться перед лицом беды. Если загорался лес, его спасали всем миром, без деления на «твоё-моё». Потому что лес – он наш, общий. Для нашего региона это не просто природный ресурс, помогающий выжить. Это среда нашего обитания. И с восстановлением лесов у нас дела идут нормально по этой же причине, потому что лес для нас не только древесина, которую можно продать и на этом заработать. Это, подчеркну ещё раз, среда нашего обитания. К сожалению, о простой истине часто забывают грибники, туристы и особенно любители пикников. Но мы планируем и им заблаговременно напоминать об этом. Такая работа, рассчитанная на будущий пожароопасный период, ведётся уже сегодня.
– Во время нашей мартовской встречи вы подчёркивали, что одной из целевых задач агентства является организация эффективной борьбы с вредителями леса, которые при неконтролируемой вспышке численности могут навредить больше, чем самые страшные лесные пожары.
– Да. И здесь, похоже, формируется серьёзная проблема. Лесопатологи Иркутского центра защиты леса зафиксировали на территориях Тулунского, Зиминского, Заларинского и Черемховского районов формирование очага размножения самого страшного для наших лесов сибирского шелкопряда. Мы запланировали проведение авиахимической борьбы с ним и предусмотрели выделение на эти цели 8 миллионов рублей. Аукцион выиграла Ачинская авиакомпания, с которой и был заключён контракт. Но, похоже, желая заработать, ачинцы замахнулись на большее, чем могут и умеют. Получив 30% финансовых средств в качестве предоплаты, они начали искать необходимый препарат, а нашли его к тому времени, когда гусеницы… окуклились. Контракт сорван. Сейчас наши специалисты выехали с лесопатологами на обследование заражённых территорий, чтобы определить динамику развития ситуации и принять упреждающие меры для её исправления.
Потом, забыв о приближающемся празднике, мы говорили о «двуногих вредителях» – чёрных лесорубах, и о мерах, принимаемых агентством и властями области для пресечения криминального лесного бизнеса. О недостаточном лесоустройстве приангарских лесов. Об истощительных лесозаготовках вблизи Транссиба, вокруг Братского и Усть-Илимского водохранилищ, о проблемах подготовки ложа Богучанской ГЭС на территории нашей области и других проблемах. Но, несмотря на обилие сегодняшних трудностей, я не почувствовал у руководителя агентства лесного хозяйства пессимистического настроя. Впрочем, и большим оптимистом Владимир Николаевич себя тоже не считает.
– Самое главное в жизни – это здравый смысл. – Убеждённо говорит Владимир Шкода. – А он нам не изменяет. В противном случае человечество уже давно бы вымерло. Но мы живём. В том числе и благодаря тому, что сохраняем живым наш лес.