Имею право жить, как все
Однажды в командировке мы ехали с председателем колхоза по деревне. Я обратила внимание на ещё справный дом, весь поросший бурьяном. Почему в нём никто не живёт? Оказывается, несколько лет назад в этом доме произошла трагедия. Бандиты убили семейную пару. Уцелел только их сын. Мальчика пришлось забрать в детский дом. И вот скоро, уже повзрослевшим юношей, он должен был вернуться в разорённое родительское гнездо. Этот дом – всё, что у него в жизни осталось. Председатель рассказал, как все эти годы его сохраняли: сначала устроили там общежитие, потом пускали дачников – с условием сделать мелкий ремонт. Стеклили несколько раз окна, которые разбивали пацаны. Запомнились председательские слова: «Мы по-другому не можем – родители Мишки смотрят на нас с небес. Хорошие были люди».
Этому колхозу и детдомовскому Мишке повезло, что хозяйством руководит такой человек. Он, кстати, и сегодня на своём посту. Гораздо чаще можно видеть другую картину: выходит выпускник школы-интерната, круглый сирота, во взрослую жизнь, как вываливается в открытый космос, никому не нужный. Повезёт ещё, если предоставят общежитскую койку. Закон, обещающий сироте нормальные стартовые условия с полноценным жильём, работает далеко не всегда. Всё зависит от того, с какими чиновниками в регионе молодого человека сведёт судьба.
Ещё в 1999 году Александр Колпаков (имя изменено) остался без отца и матери. Решением Шелеховского городского суда они были лишены родительских прав. Эти кошмарные годы детства он никогда не сможет забыть. Отец продал их квартиру ещё до того, как над мальчиком была установлена опека. Всё это время он жил у добрых людей, которые были и так стеснены в жилищных условиях. Теперь наступила пора, когда надо самому определяться в жизни.
Александр знает статью Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это хороший и важный документ для всех обездоленных детей. Там, в частности, говорится, что если за тобой не закреплено жилое помещение, то после окончания учёбы, армейской службы или возвращения из места лишения свободы органы исполнительной власти должны предоставить тебе вне очереди жилую площадь не ниже установленных социальных норм. Это правило распространяется и на детей, которые воспитываются в приёмных семьях, детских домах семейного типа, а также при прекращении опеки.
Обратиться в Шелеховский городской суд, который когда-то уже сыграл важную роль в его судьбе, юношу заставили крайние обстоятельства. А именно – беспросветность в решении своего жилищного вопроса. Как объяснили ему чиновники из городской администрации, в Шелехове настолько напряжённая ситуация с квартирами, что надеяться ему в обозримом будущем совершенно не на что.
И в судебном заседании представители ответчика – Шелеховской администрации – пытались убедить судью, что в городе действительно нет свободного жилищного фонда. А у них, естественно, нет волшебной палочки, чтобы это жильё появилось.
Но суд не внял этим, казалось бы, вполне аргументированным доводам. Реализация соответствующих положений данного закона не ставится в зависимость от того, каково состояние местного жилищного фонда и бюджетного финансирования. Чиновники должны так хозяйничать в городе, чтобы сироты имели крышу над головой. Суд обязал администрацию Шелехова вне очереди предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города.