издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Второй шанс для Усть-Илимска

В последние выходные августа Усть-Илимск отметил День города. Традиция эта относительно недавняя: впрочем, в Усть-Илимске нет вековых обычаев и устоявшихся стереотипов. Как нет в самом молодом городе Иркутской области старинных особняков. Даже пожилые люди здесь какие-то другие, кажется, что они моложе своих сверстников. Наверное, это сказывается комсомольское прошлое строителей Усть-Илима.

Праздновать День города летом – своего рода условность, ведь рабочий посёлок Усть-Илим преобразован в город областного подчинения 27 декабря 1973 года. Но декабрь здесь не чета иркутскому, тут уже по-настоящему, по-северному холодно. Вот и решили устьилимцы, что лучше повеселиться в последние дни уходящего лета на площади, чем собираться зимой под сводами городского Дворца культуры.

А праздник удался на славу. Тут и выставка детского рисунка, и конкурс фотолюбителей, и фестиваль брейк-данса и хип-хопа. Где-то идут показательные выступления юных кинологов, на сцене бушует танцевальный марафон, а танцоров сменяют показательные выступления спортсменов. Целый день на городской площади гремит музыка, и даже главная улица Усть-Илимска – Мира – закрыта для автомобильного движения и отдана на откуп пешеходам.

Совсем недавно в Усть-Илимске были совсем другие настроения. Да и сегодня те, кто двадцать лет назад ехал строить молодой город, не скрывают горечи и разочарования. Было время, когда город рос как на дрожжах. Строились новые промышленные предприятия, работал аэропорт – пожалуй, лучший в Иркутской области. Вектор развития был понятен, Усть-Илимск должен был стать площадкой, с которой будет продолжено промышленное освоение Севера, и в первую очередь – Эвенкии.

Рухнула страна, а за ней и далеко идущие планы. Нефтегазовые богатства Эвенкии и по сию пору едва-едва распечатаны, освоение всего российского Севера надолго остановилось. Такое ощущение, что тогда Усть-Илимску как будто поставили подножку. Город, устремлённый вперёд, остался один на один со своими проблемами. Одно за другим банкротятся предприятия, на металлолом уходит почти готовый к эксплуатации гидролизно-дрожжевой завод, закрывается аэропорт. Город, почти зацепившейся за планку в 200 тысяч, стремительно теряет население, и сейчас в Усть-Илимске проживает около 90 тысяч человек.

И всё-таки потенциал Усть-Илимска не потерян. Продержавшись в тяжелейшие годы, в двадцать первом веке он понемногу начинает выбираться из тупика. По словам исполняющего обязанности главы администрации Усть-Илимска Вакиля Тулубаева, в течение последних трёх-четырёх лет горожане наконец-то смогли ощутить заметные изменения к лучшему: в бюджете города появились средства, которые позволили расплатиться с кредиторской задолженностью прошлых лет. «Мы получили возможность произвести ранее отложенные ремонты, отремонтировали практически все школы, учреждения здравоохранения, оснастили все школы пожарной сигнализацией и все учреждения образования лицензировали», – рассказывает Вакиль Тулубаев. В предкризисные годы город вёл жилищное строительство, участвовал в федеральной программе переселения. Нашлись средства и на ремонт городских дорог, и на капитальный ремонт жилого фонда.

История с ремонтом жилого фонда известна далеко за пределами Усть-Илимска. В 2008 году город получил 26,8 млн. рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ, что позволило управляющим компаниям осуществить капитальный ремонт. Но уже в следующем году Усть-Илимск в программу финансирования капитальных ремонтов не попал. Депутаты городской Думы так и не выполнили важное условие, которое предусмотрено в Законе «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а именно – не предусмотрели уход от перекрёстного субсидирования разных групп потребителей внутри коммунальных тарифов.

Болезненный вопрос о тарифах не просто лишил город 220 миллионов федеральных рублей, которые стали бы солидным подспорьем в реализации коммунальных программ, но и привёл к полному параличу представительной муниципальной власти. После того как часть депутатов городской Думы бойкотировала повышение коммунальных тарифов для населения, восемь депутатов городской Думы Усть-Илимска, отчаявшись пробить стену непонимания, объявили о сложении своих полномочий, что автоматически привело к переизбранию нового состава Думы. Теперь усть-илимских депутатов нельзя упрекнуть в дешёвом популизме, ведь красивая депутатская фраза о защите интересов населения обошлась городской казне ни много ни мало в 220 миллионов рубликов. А тарифы – тарифы всё равно придётся поднимать, ведь практика покрытия низких тарифов для населения за счёт более высоких, установленных для предприятий, сегодня официально признана порочной.

[/dme:i]

Конечно, сегодня наполнение городского бюджета гораздо хуже, чем в предыдущие годы. Администрация города вынуждена определять самые проблемные точки – зарплата, питание, медикаменты. Пришлось отказаться от некоторых расходов, тем не менее в этом году удалось ещё на 40 млн. сократить задолженность перед подрядчиками.

Но главное – это то, что удалось сохранить веру в будущее Усть-Илимска. Россия снова возвращается в высокие широты. ОАО «РЖД» начало строительство Северо-Сибир-ской железной дороги, которая со-

единит Ханты-Мансийский автономный округ, Томскую область, Красноярский край и Приангарье. Ключевым для развития северных территорий Приангарья станет создание ветки Северо-Сибирской железной дороги Усть-Илимск – Кодинск. Усть-Илимск перестанет быть тупиковой станцией, напротив, здесь появится новый транспортный узел. А железнодорожная ветка Усть-Илимск – Нерюнда сделает доступным Нерюндинское железорудное месторождение, которое планируется активно разрабатывать в ближайшие годы.

Администрация Усть-Илимска вместе со специалистами Фонда регионального развития Иркутской области разработала программу комплексного социально-экономического развития на 2008–2012 годы и до 2018 г. По мнению экспертов фонда, со строительством Богучанской ГЭС на стыке двух регионов образуется мощный территориально-производственный комплекс, в рамках которого север Иркутской области получит шанс на развитие. Возведение плотины БоГЭС изменит и транспорт-ную схему: теперь лес, который заготавливают в Красноярском крае, придётся доставлять железнодорожным транспортом через Усть-Илимский район.

Транспортная проблема – это, пожалуй, одна из самых больных тем города. Ощущение оторванности и недоступности давит: последний самолёт из Усть-Илимского

аэропорта вылетел ещё в 2001 году, и сегодня аэропорт стал для многих жителей города символом возрождения былой славы города. Кажется, как только снова над Усть-Илимом качнёт крылом самолёт, заходящий на посадку, вернутся силы, чтобы жить и развиваться. На выставке детского рисунка, посвящённой Дню города, тема аэропорта встречается в каждой четвёртой работе. Увы, экономическая реальность к романтическим мечтам беспощадна: ни город, ни район не в состоянии сформировать пассажиропоток, который обеспечил бы рентабельность регулярных перевозок, а значит, и содержание аэропорта. С увеличением дальности полёта магистральных авиалайнеров потребность в транзитных аэродромах снизилась, а с имеющейся нагрузкой справляются аэропорты Братска, Иркутска и Абакана.

Другое дело – автомобильное сообщение. Требование реконструировать дорогу Братск – Усть-Илимск сегодня содержится едва ли не в каждой избирательной программе кандидатов в муниципальную Думу. Бетонка, разбитая колёсами лесовозов, изматывает водителей и пассажиров летом и смертельно опасна зимой. Однако дорога эта областного подчинения, и свои претензии здесь устьилимцы заслуженно переадресуют областной власти.

Но надеяться только на помощь со стороны – это не для устьилимцев, считает секретарь Усть-Илимского городского местного отделения ВПП «Единая Россия» Анатолий Дубас: «Концепция, научный подход – это, конечно, хорошо. Но нам, северянам, нужно надеяться в первую очередь на себя. И городской администрации нужно работать, что называется, крутить педали. Чем энергичнее мы возьмёмся за решение проблем, тем больше шансов, что они будут решены. Нам нельзя замыкаться в рамках рабочего посёлка при двух предприятиях – УИЛПК и ГЭС, ведь это путь в никуда». Развитие собственного производства – вот это путь, который Анатолий Дубас считает перспективным. «Например, сегодня Усть-Илимск сконцентрирован на лесных ресурсах. Нужно уходить от сырьевой составляющей. Да, целлюлоза – это хорошо, но цены на неё колеблются, и так было всегда. А вот от Урала и до Владивостока нет ни одной приличной бумажной фабрики. Нужно энергичнее работать с собственниками, выходить на производство конечного продукта, – убеждён Анатолий Дубас. – Это может быть и изготовление комплектов для производства мебели, материалов для домостроения. Всё это по силам нашим предпринимателям. Главное – необходимо, чтобы они почувствовали поддержку, поняли, что нужны городу».

Накануне Дня города Усть-Илимское отделение «Молодой гвардии «Единой России» задумалось, каким образом поднять дух горожан, как доказать им, что есть в этой жизни немало вершин, покорение которые по плечу землякам. Двое суток молодые альпинисты провели на склоне скалы, что напротив моста через Ангару, укрепляя на ней огромные буквы. Зато теперь каждый, кто пересекает реку, видит на буром скальнике гордое имя – Усть-Илим и знает, что дух северного города не сломлен.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры