издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оперный марафон

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Из почти двадцати опер, составляющих репертуарный список гастролировавшего в Иркутске Бурятского Академического театра оперы и балета, было представлено шесть, практически дающих возможность зрителю познакомиться с шедеврами русской и зарубежной музыкальной классики. Остановимся на трёх из них, на наш взгляд, позволяющих как определить музыкальные наклонности театра, так и оценить его постановочные и актёрские возможности.

Десять лет в репертуаре театра справедливо находится одна из лучших опер Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». За этот период многие ведущие мастера сцены имели возможность участвовать в осуществлении этого шедевра музыкального искусства. Ныне ведущие партии исполняют народный артист Республики Бурятия Батор Будаев (Герман) и целое созвездие великолепных сопрано: народная арстистка СССР Галина Шойдагбаева, народная артистка Республики Бурятия Виктория Базарова и заслуженные артистки Республики Бурятия Марина Коробенкова и Валентина Цыдыпова. Так уж получилось, что и в нынешний приезд театра я имел возможность в роли Лизы вновь увидеть Марину Коробенкову. Кроме высокого звания, которое заслуженно носит теперь актриса, партия Лизы обрела более выраженный драматизм. В интерпретации М. Коробенковой очень естественно возникающее чувство влюблённости Лизы, которое сменяется почти уверенностью в роковом злодействе Германа, и этот трагический пассаж составляет некое новшество в трактовке роли. Драматическое дарование актрисы счастливо дополняется крепким сопрано, красивым, легко используемым певицей во всех регистрах и позволяющим ощутимо передать слушателям все нюансы вокальной партии Лизы.

Батор Будаев всегда был более выраженным вокалистом; актёрское воплощение роли у него было несколько затушёванным, и он во всех своих ролях как бы предоставлял зрителям возможность, не отвлекаясь на сценические особенности, наслаждаться его красивым драматическим тенором, и только верхние ноты, как и прежде, заставляют волноваться – возьмёт или не возьмёт их Будаев, ибо они как будто на пределе возможности.

Графиня в опере «Пиковая дама» традиционно изображалась еле передвигающейся трясущейся старухой, у которой живыми остаются только воспоминания. Заслуженная артистка Республики Бурятия Эржена Базарсадаева практически следует этой традиции, но, стремясь несколько очеловечить образ, вносит в исполнение знаменитого романса графини некоторые элементы танца. Это неожиданно, необычно и интересно.

Опера «Кармен» – спектакль молодой и идёт на сцене бурятского театра в авторской версии. Хотелось бы в связи с этим порекомендовать театру указать зрителю, кто скрывается под автором – Проспер Мериме, Жорж Бизе, А. Мельяк и Л. Галеви либо постановочная команда. Но это так, между прочим. В новом спектакле музыкальный текст сочетается с разговорным, этим действительно отличались первые постановки оперы «Кармен», и для многих солистов Бурятского оперного пока это камень преткновения: нет чёткой дикции и логического интонирования.

Спектакль поставлен весьма именитой творческой командой из Санкт-Петербурга. Постановщик – лауреат международных конкурсов В. Милков, художник – И. Совлачков, хореография и пластика – А. Бескова.

Что касается постановщика, то он стремился придать опере современную динамику, современный дух, и этим, видимо, объясняется сбрасывание с пьедестала недовольными работниками двух статуй – очевидно, местных богатеев. Но ещё более удивительно, когда в конце оперы местные жители водружают на опустевшие пьедесталы убитую Хозе Кармен и убитого, надо полагать, быком тореодора Эскамильо. Ничего не скажешь – смелая режиссёрская находка, весьма познавательная, так как, честно признаюсь, никогда ничего подобного за Жоржем Бизе и его либреттистами не знал.

Не могу не высказать претензии и к балетмейстеру А. Бескову: его хорео-графия строится на повторе весьма примитивных движений, которые при такой-то музыке, да при таком сюжете, да при цыганском аромате могли бы спровоцировать более буйную хореографическую фантазию.

В спектакле заняты все ведущие солисты театра. Отдавая должное многоопытным – народным артистам Республики Бурятия Б. Будаеву (Хозе) и О. Хингеевой (Кармен), хочу приветствовать открытие нынешних гастролей театра – Ольгу Жигмитову в роли Кармен. Именно в роли, потому что на сцене Кармен Жигмитовой естественна и темпераментна, драматически многокрасочна, легко движется и настолько яркая, что закономерно определяет название оперы. И может, это мне показалось, но О. Жигмитова отнюдь не облагораживает Кармен как символ свободной любви, и, быть может, этот посыл со сцены сегодня важнее, чем воздвижение памятника Кармен. А ещё Жигмитова обладает тембрально подвижным красивым меццо-сопрано, которым она владеет в совершенстве.

Запоминаются работы заслуженного артиста Республики Бурятия Мунхзула Намхая в опере «Пиковая дама» (граф Томский) и в опере «Кармен» (тореадор Эскамильо). Прекрасный баритон, отличная сценическая внешность, благородство манер счастливо выделяют этого артиста, заставляя зрителя безоговорочно принимать созданные им образы.

Опера Дж. Верди «Риголетто» также долгожитель в репертуаре Бурятского Академического, и, я думаю, это обусловлено удачным сочетанием постановочной группы, которая состоит из дирижёра-постановщика – заслуженного деятеля искусств РФ В. Галсанова, режиссёров – заслуженных деятелей Республики Бурятия

Г. Майоровой и А. Голышева, художника И. Плекунова, хормейстера – заслуженного деятеля искусств РФ Б. Кима и высокопрофессионального актёрского ансамбля. Трагический образ Риголетто создаёт заслуженный артист Республики Марий Эл Владислав Калашников. Обладая великолепными вокальными данными и несомненным актёрским дарованием, В. Калашников на протяжении всей оперы держит в напряжении зрительскую аудиторию, равнозначно оставаясь убедительным и в лирических, и в драматических эпизодах роли. Замечателен в партии Герцога заслуженный артист РФ Дамба Занданов. У него красивейший тенор, легко курсирующий по воле партитуры от нежнейших лирических нот к иронической улыбчивости и далее, к надменной вседозволенности. И рядом ещё одно удивительное сопрано – заслуженной артистки Республики Бурятия Туяны Дамдинжаповой в партии доверчивой, обманутой и готовой к самопожертвованию во имя любви дочери Риголетто – Джильды.

Анализируя гастрольный марафон Бурятского Академического театра оперы и балета, ещё раз хочу подчеркнуть возросшее мастерство прекрасных вокалистов и замечательный балетный состав. В то же время отчётливо встаёт проблема отсутствия качественной режиссуры, ибо именно этим объясняется статичность некоторых оперных спектаклей, действие которых напоминает концерт, только костюмированный. Оперный театр – театр музыкальный, и здесь, как нигде, требуется высокопрофессиональный оркестр. Приход Валерия Волчанецкого на должность главного дирижёра несомненно следует приветствовать, и его влияние на музыкальную основу спектакля ощутимо (хотя бы на примере «Пиковой дамы»), хотелось бы, чтобы эта тенденция была перманентно прогрессивной. Однако не случайно в этом предложении так много «бы», и да не останется оно и в дальнейшем сослагательным, и да примет звучание оркестра характер утвердительный.

Пять лет разделили предыдущие и нынешние гастроли. Впереди у театра прекрасный юбилей – семидесятилетие Бурятского Академического, и пусть театр встретит его новыми сценическими открытиями, новыми творческими достижениями, а мы готовы терпеливо и с надеждой ждать новой встречи ещё пять лет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры