издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Город федерального значения

  • Автор: Владимир ДЁМИН

В августе 2009 года довольно неожиданно для «мёртвого сезона» региональной политики произошло несколько событий, которые повысили значение областного центра до федерального уровня.

Первый блок доказательств этого тезиса можно найти в сообщениях пресс-службы областного правительства. Месяц начался с визита в Иркутск председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина. Одной из основных тем визита была проблема охраны озера Байкал, и уже на совещании в Листвянке стало понятно, что именно Иркутск становится центром природоохранной работы. Руководители и ключевые фигуры Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук не выступили единым фронтом, но некоторые всё-таки высказали сомнение в возможности возобновления работы БЦБК. Учёные дали понять, что позиция президента Республики Бурятия Вячеслава Наговицына, требующего пересмотреть природоохранное законодательство о Байкале в сторону его смягчения (что позволит республике развивать добычу полезных ископаемых и промышленность даже в Центральной экологической зоне), мягко говоря, опасна.

Господин Наговицын не оставляет своих попыток уговорить федеральные власти на пересмотр государственной политики в отношении Байкала – очередную он предпринял во время визита в Бурятию Президента России Дмитрия Медведева. Раз уж сколько-нибудь серьёзной оппозиции по экологическим вопросам в самой Бурятии ему никто составить не смог, значение мнения иркутских учёных и, возможно, правительственных природоохранных структур (которые более ориентированы на развитие туризма) существенно возрастает. 24 августа областное министерство природных ресурсов провело переговоры с коллегами из Федерального министерства окружающей среды Германии – как раз о том, как организовать раздельный сбор и переработку мусора в Ольхон-ском районе.

В тот же день, когда состоялась рабочая встреча председателя правительства и губернатора Дмитрия Мезенцева в аэропорту Иркутска, Президент Дмитрий Медведев подписывает указ о праздновании 350-летия Иркутска, лежавший где-то в недрах президентской администрации с апреля 2009 года. Текст документа был примерно известен: как члены правительства Игоря Есиповского, так и чиновники городской администрации Иркутска неоднократно рассказывали о его примерном содержании и заложенных суммах. Неожиданно для большинства следящей за событиями вокруг указа публики текст оказался не таким, какого ожидали. В течение двух месяцев с момента подписания указа (то есть ко 2 октября) правительство должно представить Президенту состав оргкомитета праздника, а в течение четырёх месяцев (ко 2 декабря) – план мероприятий.

Если верить подсчётам экспертов, Иркутск стал семнадцатым городом, который удостоился именного президентского указа о праздновании дня рождения. Он не стал ни самым восточным – в июне был подписан указ о праздновании в 2010 году 150-летия Владивостока, – ни единственным в Сибири – в 2004 году праздновали 90-летие Кызыла, совмещённое с 60-летием вхождения Тывы в состав России. Из всех столиц Сибирского федерального округа на такой же указ может претендовать разве что Томск, но это произойдёт не ранее 2014 года, и Улан-Удэ – не ранее 2015 года. В обоих случаях даты будут слегка сомнительными: Томскому острогу исполнится 410 лет, что не слишком красиво, а городу Верхнеудинску – 240, что меньше установленной в администрации Президента планки в 300 лет. Иркутск, таким образом, на два года становится городом, в котором федеральным чиновникам хочешь не хочешь, а придётся бывать часто: президентский указ должен быть выполнен.

Первым в списке стал, как известно, министр культуры РФ Александр Авдеев, который принял предложение губернатора и возглавил оргкомитет празднования. Уже на следующий день после разговора с министром губернатор встречается с вице-президентом Союза архитекторов России Еленой Григорьевой и генеральным директором ОАО «Иркутск-гражданпроект» Андреем Макаровым, чтобы обсудить, как сказано в официальном отчёте, «вопросы реконструкции исторического центра столицы Восточной Сибири». 27 августа тема получает продолжение – губернатор и прилетевший в Иркутск Александр Авдеев осматривают квартал исторической застройки между улицами 3-го Июля, Седова и Кожова, где планируется реставрация сразу пятидесяти домов. Казалось бы, локальный проект, но в действительности и он имеет федеральное значение: по словам губернатора, это самый большой проект восстановления исторической застройки в России. Сбудутся ли надежды губернатора и авторов проекта на привлечение в этот район инвесторов и формирование в нём некого средоточия городской культуры – не столь важно: в музее деревянного зодчества «Тальцы» посетители, вырвавшиеся из царства стекла и пластмассы, с удовольствием осматривают даже пустые здания, выстроенные в более присущем человеку масштабе и из «живого» материала.

Если под словом «Иркутск» понимать не только город, но и региональную власть (как, говоря «Москва», мы имеем в виду не столько столицу, сколько средоточие власти), то можно сказать, что Иркутску пока не удаётся решить задачу стабилизации ситуации в Байкальске. 14 августа губернатор проводит встречу с руководством компании «Иркутск-энерго», а на следующий день компания подписывает договор с БЦБК об организации теплоснабжения города. По условиям этого договора компания фактически взяла на себя всю ответственность за жизнь города: «Иркутскэнерго» покупает у БЦБК теплоэнергию, вырабатываемую на ТЭЦ комбината (по сложившемуся тарифу в условиях остановленного производства – по цене 879,40 рубля за 1 Гкал), и продаёт её потребителям Байкальска. Отпускной тариф для жителей города будет соответствовать утверждённым тарифам для «Иркутскэнерго» – 421 рубль за 1 Гкал. «Иркутскэнерго» принимает решение произвести оплату за теплоэнергию за весь отопительный сезон 2009–2010 года авансом, профинансировав ремонтно-восстановительные мероприятия ТЭЦ на сумму 140 млн. рублей». Хотя город по-прежнему не имеет представления о том, как он будет существовать в условиях остановки градообразующего предприятия, за отопительный сезон можно не бояться.

После катастрофы 17 августа на Саяно-Шушенской ГЭС значение бесперебойной работы «Иркутскэнерго» выросло много-кратно. По подсчётам полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, во время отопительного сезона потребности промышленности и населённых пунктов СФО в электроэнергии составляют не менее 30 гигаватт (ГВт). После выхода из строя Саяно-Шушенской ГЭС, производившей около

4,5 ГВт, в Красноярском крае и Республике Хакасия возник существенный дефицит электроэнергии, покрываемый за счёт перетоков из соседних регионов. Иркутская область, чьи ТЭЦ и ГЭС производят почти 13 ГВт, становится по этому показателю важнейшим регионом СФО. Уже в день аварии Братская и Усть-Илимская ГЭС увеличили поставки на 1,3 ГВт, в ожидании повышенных нагрузок компания «Востсибуголь» должна во втором полугодии добыть на 1 млн. тонн угля больше, чем планировалось. Область таким образом демонстрирует свою готовность взять на себя значительную долю ответственности не только за собственное благополучие, но и за положение дел в соседних регионах.

Дважды в течение месяца губернатор и правительство делали заявку на лидерство в построении новых отношений между федеральным центром и регионами. В первую декаду августа в Москве на заседании в Министерстве экономического развития и торговли РФ и 24 августа в Улан-Удэ на совещании под председательством Президента Дмитрия Медведева представители областных властей (во втором случае это был сам губернатор Дмитрий Мезенцев) ставили вопрос о расширении полномочий регионов в вопросе создания особых экономических зон. Иркутская область, где проблема моногородов обострилась уже давно, ведёт речь об ОЭЗ технико-внедренческого типа. Другие регионы могут иметь свои интересы, но в целом принцип, предложенный Иркутской областью, должен устроить всех, в том числе и федеральный центр, который, поступившись интересами группы чиновников в Минэкономразвития, может получить менее требовательные к объёмам федеральной помощи территории.

Каждый губернатор, каждый руководитель региона строит отношения с федеральным центром в меру своих способностей и возможностей. Но, кажется, именно Дмитрий Мезенцев сейчас находится в лучшем положении. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин поглощён решением проблем с завершением нескольких крупных инвестиционных проектов, президент Бурятии Вячеслав Наговицын, напротив, мечтает о федеральной помощи для того, чтобы начать не менее амбициозные стройки, и каждый при этом думает только о своём. И только Иркутск предлагает проекты, которые могут принести пользу всем сибирским регионам – либо в виде универсальных законов, либо как «пилотные» разработки, пригодные для применения повсеместно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры