издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Партия» Мезенцева

  • Автор: Владимир ДЁМИН

10 августа губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев исполнил своё обещание и сформировал новый состав регионального правительства. Как и обещал губернатор, все имена давно известны, почти все министры и заместители губернатора – жители области. Теперь, когда решение принято, самое время подумать: а хорошо ли то, что сделано?

«Медовый месяц» губернатора со вверенным ему регионом можно считать законченным. К очередному руководителю уже привыкли, многим кажется, что ничего нового они уже не увидят до того самого дня, когда на смену Дмитрию Мезенцеву придёт следующий назначенец президента. Пока ещё нельзя сказать, что губернатором недовольны многие, но негативные оценки уже слышны. Единственный оглашённый – и, вероятно, единственный сделанный – опрос общественного мнения от фонда «Открытая Россия – Иркутск» признал Дмитрия Мезенцева одновременно и политиком месяца, и вторым в списке антигероев месяца. Повод для столь резкой оценки был не самый яркий: лишь допущение о возможном возобновлении работы БЦБК «при замкнутом водообороте и соблюдении самых строгих природоохранных требований». Список назначений – повод гораздо более весомый. От деятельности правительства зависит не только стабильная работа экономики и освоение выделенных федеральным центром средств, но и благополучие слишком многих жителей области. Наличие же у «новых» министров и руководителей иных органов исполнительной власти области определённой политической биографии гарантирует правительству не только пристальное, но и пристрастное внимание.

Судя по стенограмме разговора, состоявшегося между Владимиром Путиным и Дмитрием Мезенцевым 2 августа в аэропорту Иркутска, губернатор наладил постоянно действующий канал связи с федеральным центром. Что особенно важно – канал с механизмом обратной связи. Контакты с правительством страны в ближайшее время станут шире и активнее – во исполнение указа президента Медведева о праздновании 350-летия Иркутска будет создан оргкомитет празднования, который по приглашению губернатора возглавит министр культуры РФ. Можно уверенно констатировать: на этом направлении работа увенчалась успехом, можно допустить и передачу части своих функций региональным министрам и заместителям губернатора.

К сожалению, едва ли губернатор рискнёт уже сейчас доверить министрам и работу с предпринимателями и руководством крупнейших предприятий: тут всё ещё нужен максимальный из имеющихся под рукой политических авторитетов. Возможно, кое-кто из заместителей губернатора мог бы попробовать говорить с кем-то из бизнесменов «с позиций силы», но предшественники (о которых губернатор подчёркнуто избегает говорить) успели дискредитировать эту методику, и Мезенцеву придётся ещё какое-то время всё делать самому.

Как, впрочем, и при общении с Законодательным Собранием. Депутаты, все до единого связанные с партийными организациями, уже сейчас начинают работать на предстоящие выборы в муниципальных образованиях. Вольно или невольно они заставляют избирателей задуматься над тем, насколько правильно считать Байкальск самым проблемным из населённых пунктов области. Дмитрий Мезенцев сумел отбить первую атаку депутатов-аграриев, предпринятую на июньской сессии Законодательного Собрания, и даже оформил свой ответ так, что вопрошающий сумел понять несвоевременность своего обращения.

Сам же губернатор, стремясь получше ознакомиться с деловыми качествами исполняющих обязанности министров, создал такую ситуацию, когда все вопросы и все претензии к решениям, принятым в течение двух последних месяцев, могут быть адресованы только к нему, но с Роснефтью договориться не удалось. А депутаты, имея в глазах журналистов примерно такой же информационный вес, как и любой из министров, никоим образом не связаны «производственной дисциплиной» чиновников. Они могут в любой момент перейти от единодушного «одобряем» к не менее решительному «осуждаем», помня о том, что губернатора можно сместить в любой момент, а до окончания срока полномочий Законодательного Собрания ещё три года. Оптимальная позиция, необходимое губернатору «полностью разделяем», чужда иркутскому Законодательному Собранию как в силу инерции негативного отношения к губернаторам, так и по причине банального недопонимания, в чём заключается «план Мезенцева» и существует ли такой план.

Первым из депутатов возвысил голос до тревожного крика народный представитель по избирательному округу № 20 (Усть-Илимск и Усть-Илимский район) Владимир Ташкинов. В обращении на имя губернатора он предложил ввести в городе, де-факто лишённом полноценной легитимной муниципальной власти, прямое губернаторское правление. Проблема в том, что пока приговор в отношении действующего мэра Виктора Дорошка не вступил в законную силу (его адвокаты заявили, что подадут кассационную жалобу), формально мэр в городе есть. Но и в том случае, если это препятствие удастся обойти, ни губернатору, ни его первым заместителям, занятым решением вопросов областного масштаба, совершенно не с руки заниматься отдельно взятыми городами и даже районами. Тем более что кроме Байкальска, где уже почти официально введено «прямое федеральное правление», есть и Усть-Илимск, и хронически скандальный Ангарск, и другие территории, население которых недовольно поведением собственных избранников в нынешних экономических обстоятельствах.

Главное, в чём нуждается сегодня губернатор Мезенцев, – это постоянный канал связи с жителями области и хотя бы видимость диалога с той частью населения, которая может ежедневно комментировать действия главы региона в СМИ и Интернете. Возьмём простой пример: губернатор продолжает общаться с главой ОК «РУСАЛ» Олегом Дерипаской. Даже в том случае, если об этом не сообщает пресс-служба, в информационной стене регионального правительства достаточно легальных, полулегальных и абсолютно нелегальных дыр, через которые информация о таких контактах очень оперативно утекает в СМИ. Те немногие, кому удаётся задать вопрос непосредственно губернатору, знают, что это делается и будет делаться, несмотря ни на какие обвинения и негативные разговоры: глава региона обязан наладить продуктивный диалог с предпринимателем, от которого зависит не только значительная часть экономики области, но и практически вся её энергосистема. Много ли в области людей, способных не только встретиться с губернатором, но и задать ему вопрос и рассчитывать на развёрнутый ответ? Считанные единицы.

На примере Байкальска можно понять, что резких движений и показательных «решительных прорывов» от Дмитрия Мезенцева ожидать не приходится, но постепенно, шаг за шагом, ситуация может выправляться. Сокращение государственного долга области – не сразу вдвое, но на 600 млн. в месяц. Стабилизация и даже небольшой рост в строительстве – и, как следствие, сохранение рабочих мест и доходов в смежных отраслях энергетики, транспорта и производства строительных материалов. Заключение соглашений о сотрудничестве с федеральными министерствами и ведомствами, промышленными группами, творческими союзами – и так далее, вплоть до возвращения региона в семью «цивилизованных регионов-доноров».

Перед Дмитрием Мезенцевым стоит очень сложная задача: убедить жителей области в том, что его нужно слушать не только потому, что его назначили главным, но и потому, что он действительно знает, что нужно делать. Необходимо постоянно объяснять большинству, что происходит, почему в такой последовательности и почему это необходимо было сделать. Как глава исполнительной власти он имеет в своём распоряжении два очень простых инструмента: приказать действовать по написанному им сценарию или убедить, что именно этот сценарий ведёт вперёд и вверх. Приказать – проще, убедить – надёжнее. Простых исполнителей сегодня недостаточно, губернатору нужны союзники и единомышленники, способные самостоятельно принимать решения и проявлять разумную инициативу в рамках общего плана. Губернатору, простите за откровенность, нужна собственная «партия».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры