издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От бетонщика до министра

В строительной отрасли – беспросветный кризис. Одни консервируют свои площадки до лучших времён, другие трудятся в вялотекущем режиме, третьи вообще уходят с рынка. А что ожидает строительный комплекс, потребителя его продукции к концу года, в ближайшем будущем? Какие меры и механизмы поддержки предпринимают власти Иркутской области, чтобы сохранить отрасль, чтобы она не развалилась окончательно? Об этом размышляет в беседе с нашим корреспондентом министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов.

Ему 37 лет, родился в г. Шелехове, школу заканчивал в г. Эрдэнэте,  куда  командировали на строительство ГОКа его отца. Потом было Красноярское высшее командное военное училище, где получил специальность радиоэлектронщика. В 90-е, когда начались массовые сокращения в армии, уволился со службы и вернулся в родной Шелехов. Устроился на работу плотником-бетонщиком в ЗАО «Ремонт зданий и сооружений», руководил которым его отец. В составе бригады бетонщиков Руслан Николаевич строил первые железнодорожные переезды и межкорпусные площадки на ИркАЗе, трудился мастером по ремонту автомобилей, механиком. За семь лет работы на предприятии он успел не только приобрести профессиональные навыки, но и  окончить факультет управления строительства института народного хозяйства, стать по предложению отца его заместителем по экономике.

В 2004-м Руслан Болотов – директор шелеховского муниципального предприятия «Водоканал». Под его руководством в городе алюминщиков были построены полуторакилометровая теплотрасса и двухкилометровая дорога по ул. Кочубея, которая прекрасно сохранилась, выдерживая серьёзные нагрузки.

Во времена его руководства городом Шелеховом был  построен новый стадион и девятиэтажный дом – первый в истории города по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья». До этого расселяли во вторичное жильё по нескольку семей, а тут сразу целый квартал в один дом. В год две-три городские улицы фактически строились заново. В Шелехове – единственном на тот период из муниципалитетов области – был разработан, защищён и получил заключение генплан города. С декабря 2009-го Руслан Болотов – министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области.

– Руслан Николаевич, вы, как человек, курирующий отрасль, каким образом оцениваете ситуацию, сложившуюся в строительном комплексе Приангарья?

– Простой её не назовёшь. Тем не менее результаты первого полугодия обнадёживают: за шесть месяцев введено 158 тыс. кв. м жилья, или 106,2% к уровню прошлого года. Такие положительные тенденции позволяют надеяться, что в 2009 году удастся построить запланированные 600 тыс. кв. м. Главное – стимулировать строителей с помощью  федеральных и областных целевых программ, не забывать о реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России».

Чтобы сохранить темпы в условиях кризиса, правительством области принят ряд мер, направленных на стимулирование жилищного строительства. В частности, мы тесно взаимодействуем с муниципалитетами, заключаем соглашения со строительными организациями, привлекаем средства федерального и областного бюджетов на реализацию целевых программ.

– У строителей сегодня масса проблем, но три вопроса – земля, материалы, кадры – главные. Как намерены их решать?

– Что касается земельных отношений, то мы работаем над включением под застройку дополнительных площадей в границах поселений, что позволит решать вопросы малоэтажного строительства. Перспективное направление – Синюшина гора – Шелехов, так называемый микрорайон «Спутник», что рядом с посёлком Маркова. Здесь планируется строительство нового микрорайона эконом-класса на 1 млн. кв. м жилья. Это предложение в своё время озвучила и уже подготовила проект застройки компания «ВостСибСтрой». Второе направление – Ново-Ленино – Мегет и третье – пояс земли на границе Иркутска и Иркутского района. Системно работают с отводами участков в Братске и Ангарске. Словом, складывается  неплохая ситуация для комплексного освоения земельных участков, думаю, уже в следующем году некоторые из них получат развитие.

– В области порядка 50 тысяч строителей, вводят они, грубо говоря, 500 тыс. кв. м жилья в год. А сколько их потребуется, чтобы выйти на 1 млн. кв. м, о чём мы пока лишь мечтаем?

– По кадрам проблема действительно существует. Стройка особенно  нуждается в людях с большим опытом, специалистах высокой квалификации. К сожалению, таких  осталось очень и очень мало. У нас сегодня много вакансий, но даже при зарплате 20–30 тысяч рублей немногие идут на стройку, вот и приходится замещать представителями других стран. Это, на мой взгляд, тупиковый путь. В этом году мы ограничили приезд китайцев, с агентством занятости занимаемся организацией обучения строительным специальностям кадров БЦБК. А ещё необходимо в сжатые сроки ликвидировать проблему нашей технологической отсталости. У меня твёрдое убеждение: в своей стране мы должны всё делать сами, и именно за строителями будущее.

– Руслан Николаевич, чуть ли не на всех совещаниях слышим призыв: надо больше строить. Но чтобы больше строить, необходимо развивать базу стройиндустрии, мы же по-прежнему до 80% материалов завозим из-за пределов области.

– Что касается строительных материалов. Там, где мы осуществляем госзаказ, предлагаем проектировщикам в обязательном порядке закладывать наши  материальные ресурсы, то, что производится в регионе. У нас есть фирмы и компании, которые выпускают кирпич, цемент, плитку, утеплитель, деревоизделия… Основная наша задача – поддержать производство стройматериалов в области, способствовать его развитию.

В канун Дня строителя промышленная группа «Кнауф – СНГ» приступила к монтажу линии по производству гипсокартона на базе горнодобывающего предприятия ЗАО «Нукут-ский гипсовый карьер» в посёлке Новонукутский. Это самый крупный (мощность 60 млн. кв. м в год) проект германской фирмы в России. За два года на новостройке освоено 5 млрд. рублей. Сегодня общестроительные работы на завершающей стадии, начался монтаж оборудования. Его пуск в эксплуатацию даст ощутимый толчок в развитии строительной отрасли, новые рабочие места.

– При сравнении вводов жилья с нашими соседями, их организацией строительного процесса порой может показаться, что в регионе нет крупномасштабно мыслящих людей. Почему в Омске смогли развернуть площадку по единому плану, на ней строительные фирмы соревнуются между собой? Таким же путём пошли в Новосибирске, Красноярске и строят уже за 1 млн. кв. м в год, а мы не можем преодолеть и половину.

– Можно строить сколько угодно, но при этом важно понимать, для кого, кто и на какие деньги будет покупать построенное жильё. Нужно строить столько, сколько потребляем. В том же Красноярске довольно много людей, проживающих в районах Крайнего Севера, покупает квартиры в краевом центре. То есть у них есть на кого ориентироваться. Это раньше, когда была система распределения, нужно было ставить показатель, выполнять план. Сегодня  наша задача – обеспечить реализацию государственных программ, связанных с ипотечным кредитованием и социальной поддержкой различных групп населения. Для стимулирования строительства жилья планируем принять активное участие в реализации программы по строительству жилого фонда для некоммерческого найма. Такая программа обеспечит госзаказ строительным организациям, что позволит сохранить производственный и кадровый потенциал. Но самое главное – она станет важным инструментом закрепления в регионе трудоспособного населения, молодых специалистов.

Вот строительство социальных объектов инфраструктуры нужно увеличивать.

Кризис помог в том, что стоимость жилья стала снижаться, застройщик начал показывать свои реальные затраты, что и подтверждают анализы, проводимые нашим министерством.

– На одном из совещаний вы ссылались на отсутствие долгосрочной программы дорожного строительства, из-за чего, дескать, мало строим. Насколько помнится, такая программа на бумаге существует и рассчитана она до 2010 года. Беда в том, что она выполняется процентов на 20–30, хотя ситуация в отрасли с каждым годом ухудшается. Как могло получиться, что в нынешнем году на строительство, ремонт и содержание выделено лишь 622 млн. руб. (53% от первоначально предусмотренных ассигнований), из них только 545 млн. руб. на содержание?

– Программа, о которой вы ведёте речь, устарела, так как указанных в ней источников финансирования сегодня не существует. В этом документе должно быть предусмотрено погодовое финансирование. Для стабилизации обстановки в отрасли необходимо привлечение средств из федерального бюджета. Помочь этому может наличие в регионе долгосрочной целевой программы  по развитию автодорог общего пользования. Она является условием для получения субсидий в рамках федеральной программы «Развитие транспортной системы России». Её разработкой мы сейчас и занимаемся, в августе документ будет готов.  

Принципиально важный для нас вопрос – сохранение отрасли. Для этого мы сделали всё, что могли, в том числе и слияние дирекций для оптимизации расходов. Считаю, в сегодняшнем виде дорожная служба неэффективна, то есть затратна. Рядом прописаны частные предприятия, которые находятся в гораздо худших условиях, но, тем не менее, работают, находят рынки, инвесторов. А от наших только и слышишь: «А вы нам должны». Сегодня с позицией «все нам должны» далеко не уедешь. Дорожная служба Иркутской области – это  акционерное общество, деньги оно должно зарабатывать, в том числе привлекать со стороны.

Для повышения качества содержания дорог предлагаем ввести практику проведения конкурсных торгов на три года, что позволит эксплуатационным подрядным организациям планировать свою работу на перспективу. Долгосрочные контракты заинтересуют подрядчиков в качественном выполнении работ, позволят уменьшить затраты на содержание дорог.    

– Сумма субсидий из федерального бюджета на строительство и модернизацию автомобильных дорог Приангарья нынче уменьшена на 40%. Как это скажется на новостройках?

– Да, сумма субсидий нынче составляет 196,5 млн. руб. (вместо требуемых 327,6 млн. руб.), что не позволяет завершить строительство трёх объектов. В результате сокращения финансирования планируем закончить лишь строительство 12-километрового участка автодороги Залари – Жигалово. Сейчас прорабатываем вопрос получения льготного кредита из федерального бюджета. На сегодня сумма бюджетного кредита, согласованная с Росавтодором, составляет 357 млн. руб., из которых 223 млн. уйдёт на строительство мостового перехода через Ангару, оставшиеся 133 млн. руб. будут направлены на завершение строительства мостового перехода через р. Лена у села Пономарёво Жигаловского района.   

Социально-экономическое развитие области зависит от состояния всей транспортной инфраструктуры региона, в том числе и дорог федерального значения, которых у нас 1,6 тыс. км. Первоочередными задачами федералов  являются ликвидация гравийных разрывов на автодороге М-53 «Байкал»,   строительство обходов вокруг населённых пунктов, через которые осуществляется транспортный транзит, передача участков улично-дорожной сети в федеральную собственность. В первую очередь в таких городах, как Нижнеудинск, Тулун, Усолье-Сибирское, Иркутск, Шелехов. В Росавтодоре поддержано наше предложение о включении в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения участков в границах гг. Усолья-Сибир-ского, Тулуна, Нижнеудинска. В 2010 году Росавтодор планирует завершить строительство обхода г. Иркут-ска, в том числе и г. Шелехова.  

– Вы упомянули о строительстве мостового перехода через Ангару в областном центре. Можно ли рассчитывать, что в этом году работы по второму пусковому комплексу будут завершены и откроется, наконец, двустороннее движение по мосту?

– В принципе строителей ничего не держит. Да, остаётся вопрос с финансированием. В нынешнем году мостостроители располагали  переходящим остатком федеральных 596 млн. руб. плюс 198 млн. руб., выделенных в нынешнем, и 33 млн. руб. из областного бюджета. Кредиторская задолженность  за 2008 год составляет 101 млн. руб. Не хватает немногим более 200 млн. руб. Министром транспортного строительства Игорем Левитиным принято решение о выделении на достройку мостового перехода льготных кредитов под 3%. Это хорошая помощь, она заставит нас более системно относиться к тому, что и как нужно делать. Оставшиеся объёмы касаются в основном коммуникационных развязок и расселения граждан, чьи усадьбы находятся в створе моста. С этим, надеюсь, мы справимся. Кстати, деньги на переселение людей из створа третьего пускового комплекса уже выделены.

С завершением работ по строительству подходов и развязок преобразится внешний вид областного центра, существенно изменится схема транспортной инфраструктуры, кардинально перераспределятся потоки пассажирского и общественного транспорта, прежде всего с плотины ГЭС и со старого арочного моста. Это, во-первых, на 10–13 км сократит пробег автомобилей и, во-вторых, улучшит экологическую обстановку. В целом ввод второй очереди придаст дополнительный импульс социальному развитию Иркутска, сделает город более благоустроенным и удобным для жизни. В этом мы видим свою задачу на перспективу.

В заключение хочу сердечно поздравить всех тружеников строительного комплекса Приангарья с наступающим профессиональным праздником. Успехов вам, дорогие коллеги, в вашем благородном труде, здоровья и благополучия.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры