В СИЗО без отпуска
На этой неделе суд объявил о перерыве в слушаниях по делу бывшего вице-губернатора Иркутской области Сергея Воронова и бывшего руководителя региональной Дорожной службы (ДСИО) Виктора Бушуева. Судья Татьяна Алёхина уходит в отпуск, и процесс будет продолжен только в сентябре. В своеобразный отпуск, на свободу под подписку о невыезде, попытался выйти сам Воронов, однако получил отказ. В ближайший месяц в СИЗО он собирается заняться литературным творчеством.
Претензию не поддержали
Седьмое и восьмое судебные заседания проходили уже в привычной компании: прокурор, судья, Бушуев с Вороновым, два их адвоката и общественных защитника, конвоиры, секретарь суда и один-два журналиста. До прихода судьи Воронов с Бушуевым, как всегда благосклонно расположенные к прессе, расспрашивали у пришедших журналистов, как дела, как прошли выходные, интересовались вышедшими публикациями о них. «Нам в СИЗО не дают прессу читать, но по тюремной почте уже сообщили, что материалы вышли. Принесите на следующее заседание», – попросил Сергей Воронов.
В понедельник суд начался с претензий: адвокат Сергея Воронова Ирина Френкель зачитала заявление с просьбой уведомлять защиту о списке лиц, вызываемых на заседание, чтобы иметь возможность готовиться к допросу свидетелей. «22 июля приглашались Шишкина и Шинкевич, но допрашивался Осмухин, о явке которого защита не была уведомлена. В тот день защиту не уведомили о том, кто будет вызван 27 июля, – сообщила Френкель. – Ссылка суда на незнание о лицах, приглашённых в зал заседания, свидетельствует о том, что суд не принимает меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон». Адвокаты не первый раз выступали с подобными заявлениями, однако особого эффекта они не имели. Татьяна Алёхина парировала, что Шишкина заболела, а Шинкевич выехал из города, «что же касается сегодняшних свидетелей, суду стало известно о них за полчаса до начала заседания. Суд находится в таком же неведении, как и защита, но, чтобы не затягивать процесс, вопрос будет решаться в рабочем порядке», – отрезала Алёхина. Позже прокурор Светлана Почепова заявила корреспонденту «Конкурента», что «понятия не имеет, почему у защиты возникают претензии», и посоветовала со всеми вопросами обращаться к адвокатам.
Не в службу, а в дружбу
В понедельник судом допрашивался свидетель, тоже причастный к транзитам денег ДСИО: от него стало известно ещё об одной фирме, через которую обналичивались средства службы. Директор Иркутского завода электромонтажных изделий Сергей Виноградов рассказал, что около 10-15 лет дружит с Валерием Елизаровым, который в 2006 году являлся техническим директором ДСИО. В декабре того года Елизаров «попросил найти фирму, чтобы служба могла заключить договор и поработать по поставкам оборудования», – начал Виноградов с истории, очень похожей на ту, что описывалась на прошлой неделе другим свидетелем. Причём «какого рода поставщик – не уточнялось. Мы вообще не обсуждали эту тему», – заявил он. По его словам, Елизаров предлагал поработать и ему, но бизнесмен отказался, узнав, что в сделках будут задействованы бюджетные деньги: «Не хотел с ними связываться».
Чтобы найти нужную службе фирму, Виноградов обратился к знакомым и через них вышел на некоего Жору. Примечательно, что имя Жора уже всплывало в материалах следствия. Его упоминал свидетель Владислав Ватутин, через компанию которого из ДСИО проходило 24 млн. 250 тыс. рублей, впоследствии обналиченных. По словам Ватутина, после того как эти деньги ушли на обналичку, ему позвонил неизвестный мужчина, представившийся Жорой, и позже привёз «посылку» – 23 млн. 720 тыс. рублей, уложенных в сумку, которые Ватутин отдал бизнесмену Олегу Осмухину для передачи в ДСИО. Интересно, что Виноградов также знает Осмухина: они оба, как и Елизаров, новый 2006-й год отмечали в Таиланде.
В тот раз Жора дал Виноградову реквизиты компании ООО «Сибэнергоресурс». «На листе бумаги были данные этой фирмы, их я передал Елизарову», – пояснил Виноградов. Спустя несколько дней Елизаров сообщил – почему-то снова Виноградову, а не руководству «Сибэнергоресурса», – о том, что на счёт компании службой перечислены деньги и их необходимо обналичить. Якобы на этом настаивает руководство Дорожной службы. По словам Виноградова, за небольшой процент в компании согласились сделать это, и уже через несколько дней таинственный Жора привёз Виноградову обналиченную сумму – купюры в банковских упаковках по 500 и 1000 рублей, а также купюры по 100 и 50 долларов: «Всего где-то 17 млн. 500 тыс. рублей».
– Как много было там долларов? Пачечка? – уточнила Ирина Френкель.
– Не пачечка, было больше ста тысяч долларов. Жора предупреждал, что часть средств будет в валюте, но Елизарова это устраивало. Я пересчитал деньги, удивился такой крупной сумме и тут же позвонил Елизарову, чтобы он их забрал, – сказал Виноградов. – Я передал ему сумку с деньгами и попросил документ о том, что служба не имеет претензий к фирме и ко мне. Елизаров вручил мне такой документ за подписью Бушуева.
– А вам-то зачем была эта бумага, ведь ваша фамилия нигде не была указана? – уточнила защитник Бушуева Татьяна Пустогородская.
– Фамилия не указана, но почему-то я здесь, – резонно заметил Виноградов.
В дискуссию вступил Сергей Воронов, который поинтересовался дальнейшей судьбой пресловутого Жоры.
– Я знаю от следователя, что Жоры в живых сейчас нет, – ответил Виноградов, и в зале суда на несколько секунд повисло молчание.
Из банка – в «Топку»
В этот же день судом допрашивалась ещё одна свидетельница перемещения денег Дорожной службы – заместитель главного бухгалтера Иркутского филиала ДСИО Татьяна Кулебякина. Подчеркнув, что в её обязанности не входит подписание платёжных поручений, она рассказала, что в декабре 2006 года и январе 2007 через расчётный счёт филиала трижды проходили крупные суммы денег. После зачтения выписок с лицевого счёта службы, изъятых в ДСИО во время следствия, обнаружилось, что 25 декабря со счёта филиала в Сбербанке в ООО РСП «Топка» ушло
70 млн. рублей, 26-го – 50 млн., а 24 января – 30 млн. рублей. «Деньги на наш счёт поступили как кредит Сбербанка – так было в платёжном поручении написано, – пояснила Кулебякина. – Кредит взяла Дорожная служба через иркутский филиал».
По словам Кулебякиной, в «Топку» этот кредит направился потому, что от начальника финансового отдела Светланы Кукурузы «поступило устное распоряжение об этом главному бухгалтеру филиала Поляковой». «По телефону она сказала номер договора и дату, когда нужно будет перечислить деньги. Надо было погасить задолженность перед поставщиками за материалы», – вспомнила Татьяна Кулебякина.
– Как вы могли перечислить деньги, не видя договора между службой и поставщиком? – несколько раз переспрашивали адвокаты у свидетеля.
– Я не оформляла перечисления, оформлял главный бухгалтер, – отрезала Кулебякина.
У Воронова с Бушуевым к ней вопросов не возникло.
Криминальное чтиво
В последнее перед отпуском Татьяны Алёхиной заседание суда Сергей Воронов решил попытать счастья и через адвоката Ирину Френкель обратился с ходатайством о том, чтобы его отпустили под подписку о невыезде. «Ни один из 21 допрошенного свидетеля обвинения не назвал фамилии Воронова как причастного к делу, а между тем он уже почти два года находится за решёткой», – заметил общественный защитник Воронова Михаил Кулехов. По его мнению, «если бы прокурор оставила это ходатайство на рассмотрение суда, Алёхина не стала бы возражать». Однако Светлана Почепова выступила резко против, мотивировав это тем, что бывший чиновник до сих пор представляет общественную опасность и может скрыться, и Алёхина не поддержала просьбу подсудимого.
Теперь Воронову с Бушуевым предстоит по крайней мере месяц ожидать новых заседаний. Этот месяц бывший вице-губернатор собирается провести нетривиально – в литературных трудах, сообщил корреспонденту «Конкурента» Михаил Кулехов. «У Воронова уже есть литературный опыт, он выпустил биографичную книжку «Легко ли быть белой вороной», – поделился Кулехов, которому подсудимый предложил помочь в написании нового произведения.
Надо сказать, пребывание в иркутском СИЗО стимулирует литературное творчество не у первого чиновника. Бывший мэр посёлка Слюдянка Василий Сайков, подозреваемый в организации убийства, за своё более чем полуторагодовое пребывание в СИЗО успел написать книгу «Преступление без наказания». Она была опубликована после того, как Иркутский областной суд оправдал чиновника и выпустил его на свободу. Сейчас судебное решение отменено и Сайков находится в федеральном розыске.
Сергей Воронов пробудет в изоляторе по крайней мере до ноября, предположил Кулехов. В это время чиновник и хочет начать новый автобиографичный труд. «У Сергея Васильевича любопытная жизнь, – рассуждает Кулехов. – В 1994 году он был депутатом Госдумы, а помощником его был некто Березовский Борис Абрамович. Он из поколения тех, кто пришёл в политику в 90-е годы, это люди очень интересные. В новой книжке Воронов хочет рассказать о том, почему у тех, кто пришёл в политику с желанием сделать что-то, этого не получилось».